Предисловие

В основу настоящей работы положены лекции по психотерапии детей и подростков, прочитанные курсантам циклов тематического усовершенствования по пограничной психиатрии и психотерапии детей и подростков, проводимых на кафедре детской психиатрии ЦОЛИУВ. Это пособие предлагается в помощь не только детским психиатрам, педиатрам и детским невропатологам, кому чаще всего приходится сталкиваться с детьми и подростками, нуждающимися в психотерапевтической помощи, но и многим детским врачам-стоматологам, хирургам, дерматологам и т.д., а также педагогам, воспитателям, юристам, которые тоже нуждаются в знании детской психиатрии, ибо последняя входит как органическая неотъемлемая часть в комплекс воздействий на детей и подростков, обнаруживающих самые разнообразные соматические, психические и другие нарушения, а также такие сложные психологические пертурбации, которые не всегда могут быть правильно разрешены без психотерапевтического вмешательства.

Помимо прикладного значения, знание по психотерапии детей и подростков помогает врачам разных специальностей глубже понимать важные психологические особенности детской психики, умело управлять ими для того, чтобы достигнуть большего лечебного эффекта. Детская психотерапия – быстро развивающаяся система лечебных приемов, это сравнительно молодая отрасль знаний, вызванная к жизни как недостаточной эффективностью психофармакологии, так и все увеличивающимся числом пограничных нервно-психических нарушений у детей и подростков. Последнее в свою очередь обуславливает рост сети психоневрологических санаториев, санаторно-лесных школ, классов для детей с задержкой психического развития, с трудным поведением и других учреждений, в которых преобладают пациенты с пограничной нервнопсихической патологией, и заставляет врачей и педагогов искать новые формы воздействия на таких детей и подростков. Все сказанное стимулирует развитие психотерапии детей и подростков.

Во второй половине ХХ века стало ясно, что психотерапия детей и подростков имеет отчетливое экономическое содержание. Если не будет уделяться ей достаточного внимания, то может возникнуть ситуация, подобно той, когда в век нарастающей автомобилизации общество будет экономить на строительстве современных автомобильных дорог и в силу этого нести все увеличивающиеся расходы из-за аварий машин, дорожного травматизма, замедления скорости перевозок и пр. Если общество не будет развивать пограничную психиатрию и психотерапию детей и подростков, это приведет в конечном итоге к невосполнимым потерям, к росту расходов по поддержанию психического здоровья тех, кому в детском возрасте своевременно не помогли.

Пособие носит пропедевтический характер. Являясь кратким введением в психотерапию детей и подростков, оно не ставит своей целью осветить все ее проблемы. Задача пособия – сформировать у врачей представление о сущности, основных формах и некоторых наиболее часто используемых методах психотерапии детей и подростков, показать детским врачам специфику этой психотерапии, стимулировать медицинских работников к глубокому изучению этой области знаний и более широкому ее практическому использованию, пособие стремится акцентировать внимание на особенностях психотерапии детского возраста и не повторять тех сведений, которые можно почерпнуть в руководствах по психотерапии взрослых пациентов.