М И Х А И Л    И В А Н О В И Ч  Б У Я Н О В

О П Я Т Ь

Издано на средства автора

Буянов М.И. ОПЯТЬ, М.: Издательство Российского общества медиковлитераторов, 2010, с.264.

       Книга зарисовок, размышлений, медицинских разборов, посвящена раннему детскому аутизму и другим психоневрологическим расстройствам, рассказ ведется на фоне поездок автора по странам Африки, Русскому Северу и по другим местам.

© Михаил Иванович Буянов, 2011

Набор С.И. Высоцкой

_____________________________________________________

Сдано в набор 25.11.2010 г. Подписано в печать 10.12.2010 г.

Условноиздательских листов 16,5 + илл.

Формат 62х84 1/16. Тираж 130 экз. Заказ 28

_____________________________________________________

Издательство Российского общества медиковлитераторов

109280,Москва, Второй Автозаводский проезд 4/5, Медицинский центр тел.84956754567, 84991581328

e-mail: sofja77@mail.ru

www.mbuyanov.ru

_____________________________________________________

Книга напечатана в ООО ИПК «Формат»

125171, Москва, Ленинградское шоссе, 18

 

 

Михаил  Буянов

 

 

 

О П Я Т Ь

 

  

2010

Москва

Российское общество медиков-литераторов

 

 

 

ОПЯТЬ  ДВАДЦАТЬ  ПЯТЬ

 Июль-август 2010 года был очень жарким, ставились мировые рекорды по погоде, порой доходило до 40°. Вокруг Москвы горели торфяники, в городе нечем было дышать. По радио без конца призывали не выходить из дома, пить больше кипяченой воды и терпеливо ожидать, когда кончится это наваждение.

 38 лет назад уже было нечто такое, ведь в природе отмечается определенная цикличность, повторяемость, все, что будет, уже было. Только в 1972 году жара не была такой большой.

 Волей-неволей пришлось сидеть дома. Так и родилась эта книга. Она, как и все мои работы, о жизни, показанной безжалостными глазами психиатра. Но здесь я больше говорю не о болезнях, хотя о них, конечно, тоже, а о некоторых закономерностях бытия на очень большой протяженности. Главная цель – показать, что большая часть того, что идет от биологии, повторяется, а то, что вызвано цивилизацией, то более изменчиво и всякий раз выглядит поновому, хотя порой новое это только внешние проявления.

 Человек это животное и все в нем, как в животном, подчиняется строгим законам и потому повторяется. Но у человека есть мозг, он развивается, создает цивилизацию, а это уже явление социальное. Разумеется, что и многие социальные явления повторяются, но все же с большим разнообразием, нежели биологические. Жизнь –  хотим мы этого или нет – непрерывная цепь так или иначе повторяющихся или просто длящихся одних и тех же явлений, ничего принципиально нового за многие тысячелетия не обнаружилось. Каждое поколение, вступающее в жизнь, сталкивается с одним и тем же – оттенки не важны. Понять эти закономерности, осмыслить их сущность – вот задача науки. К тому же эти закономерности обычно скучны, занудны, раздражают своим однообразием, не всякий сможет их осилить: и терпения не хватает, и любопытства. Кто рвется увидеть поверхность, не вникая в глубины, тому все эти проблемы не интересны.

 Все ли закономерности вижу я сам? Психиатрические и социальнопсихологические да, но не обо всех упоминаю в силу их незначительности  потому что уже говорил о них, но под другим названием. Наука ведь так жила долгие столетия, что искала не сущность, на новое обозначение, потому синонимов уйма, а дело одно.

 Что такое настоящее? То же самое прошедшее, только в других одеждах. Нужны ли людям даже поверхностные знания? Это извечный вопрос. Тем нынешним дебилам, которые восхищаются астрологией, воскресением Христа и прочей галиматьей, никакие знания не нужны, им любо жить в мире мифов и чем они нелепее, тем больше верят в них. Очень большая опасность будить спящих рабов – им ведь ничего не надо, главное, чтобы их оставили в покое. Скажи вору, что воровать негоже, он разъярится, ибо в его кругу чем больше воруешь, тем больше тебя уважают. Потому критика властей в этом отношении бессмысленна и даже опасна – не воровать они не могут и думают, что весь мир это сборище воров.

 В 1988-89х разбудили довольных своей жизнью рабов, пообещали им безделье и вседозволенность – вот и получили 1991й и последующий кошмар.

 Человек постоянно развивается и оттого меняются его оценки. Чем младше, тем больше работают внушение, подчиняемость, несамостоятельность. Чем старше, тем больше независимости, тем больше оценки не зависят от мнения других. Самостоятельных людей в мире не так много, а умных еще меньше, в основном люди живут подражанием, послушанием, подчинением, ждать от людей, особенно от детишек и молодых женщин, разнообразия, независимости, критичности нельзя.  Как им покажут пример, так и ведут себя, не задумываясь над тем, как на самом деле, как это соотносится с достоинством и совестью.

 Взрослый человек больше предрасположен к нравственному поведению, нежели юное существо, подверженное внушению и воздействию со стороны. Но и взрослого надо воспитывать, чтобы в нем усиливалась моральная стойкость, убежденность, система ценностей, т.е. все то, против чего выступают либералы, проповедующие всеобщую и безграничную свободу. Буржуям вседозволенность на руку – легче воровать и обдуривать, хулиганить и циничничать. Потому они любят своих цепных псов – либеральные СМИ, которые запросто докажут дуракам, что черное это ослепительнобелое.

В мире все повторяется или вообще длится без конца и края. Разделение этого на эпизоды, периоды, фазы искусственно, условно – не всегда, но очень часто. Потому эта книга о вечном. Впрочем, и все мои предыдущие о том же, только с разными примерами и оттенками. Человек всю свою жизнь должен работать над собой, наращивая в себе самостоятельность, вдумчивость, здравомыслие, мужество в отстаивании своих продуманных взглядов. Если взгляды основаны на невежестве, на предрассудках, зачем их отстаивать? Это все равно, что требовать от влюбленного, что он свободен от своей возлюбленной и может посылать ее куда подальше.

 Жизнь развивается поразному. У наших предшественников по эволюции линейно: что было вчера и позавчера, будет сегодня, завтра, всегда. У людей – по спирали и все вверх и вверх, потому вчера не будет таким, каким было 500 лет назад, но не в биологическом смысле (тут все неизменно), а в социальном: люди эпохи Возрождения не такие, как мы. Но как? Бедняки и невежды всегда одинаковы, лишь просвещенные мужи разные, ибо заняты усвоением новых знаний и умений, а этот процесс бесконечен.

 Одним из механизмов инстинкта самосохранения является страх. Он больше у малоразвитых и зависимых. Меньше страха у самцов, побольше у самок и детенышей. Чем младше, тем больше страха, проявляемого соответственно уровню развитию.

 Страх может появиться у любого животного, только будет выражаться, как положено его виду, полу и возрасту. Не случайно, что психиатрические лечебницы переполнены молодыми женщинами с тревогой, напряженным ожиданием неприятностей или отчетливым страхом. Мужчинам такие расстройства несвойственны, хотя тоже встречаются. Ну а у детей тем более.

 Если страх появится в раннем возрасте, он может изуродовать психику навсегда. Если постарше, то при правильном воздействии может проходить бесследно.

 У щенят, котят, человечьих и других детенышей страх част, такие льнут к взрослым, ищут помощи, нежно откликаются, если получают ее. Во время страха стонут, дрожат, прячутся, непроизвольно теряют мочу и кал – во всех видах, в том числе и у людей. Обласкали, защитили, успокоили, дали еду – все проходит. Но часто лишь до следующего раза. И так может тянуться годами.

 В шоубизнесе и вообще в мире искусства многие ведут себя как последние скоты и истерики; отсутствие нравственности – одно из свойств этих кривляк, психопатов и воров. Но больше всего эти существа кричат о своем праве вести себя так, как хочется. Потому ненавидят журналистов и особенно ученых, раскрывающих их проделки. Пусть мы извращенцы, уголовники и вруны, но это наше дело, не лезьте в нашу частную жизнь, не мешайте нам оставаться такими, какими как мы являемся на самом деле, а не такими, как изображаем на сцене, – то и дело слышишь от этих самовлюбленных уродов.

 Всю свою жизнь слышал: вот у простых людей счастье, а у нас, интеллигентов, не жизнь, а сплошные сомнения, исключающие счастье! Так ли? В принципе так.

 Что такое простой человек? Это непосредственный, что на уме, то и на языке, быстро отреагирующий свои переживания, в себе ничего не носящий. Он обычно мало знает, всему удивляется, его потребности очень ограничены, всякие премудрости не для него, ему они неинтересны и недоступны; чем меньше обязанностей и требований, тем лучше, а уж ежели никакой ответственности, то счастье льется рекой. Чей это портрет? В первую очередь ребенка или взрослого, чьи эмоции, рассудок, поведение не ушли от детского. Когда мы вспоминаем детство, то обычно считаем его счастьем: вот в детстве было здорово, такая непосредственность чувств, ничто не отвлекало от игры, сплошные права и никаких обязанностей, все обеспечивала мама. Счастье да и только.

 В моей среде – среди работников умственного труда – редко кто употреблял слово счастье: все много трудились, искали новое, ошибались, стремились к совершенству, а оно без сомнений, без исправлений не встречается. Самим приходилось добывать хлеб насущный. В общем, не до детского счастья.

 Выходит, счастье лишь у детей? И да, и нет. Просто у детей и взрослых разное счастье как высшая степень наполненности положительными переживаниями. У ребенка таких переживаний куда больше, нежели у взрослого. Ребенок лишь воспринимает мир под наблюдением защищающих его взрослых, а взрослый преображает его: разные задачи – разная реакция на них. Для взрослого счастье это многое, в том числе добиться своего, реализовать творческие настроения, удовлетворить свои познавательные чувства.

 Многие взрослые живут как дети. Это я видел в джунглях Амазонки и Ориноко, на островах Тихого океана, среди кочевников Сахары. И потребности их убоги, и требований к жизни никаких, все примитивно: совокупился, наелся бананов, напился прохладной воды – вот оно счастье, вот, чего выше не бывает.

 В Эквадоре видел в домах индейцев засушенные головы их врагов. Некоторым таким «сувенирам» 100200 лет. Ими гордятся, выставляют наружу. Коли убил врага и срезал его голову, а потом засушил ее, то ты молодец, герой, умница, ты такой счастливый, что дальше некуда. Наверное, и мы были такими много тысяч лет назад.

 У них все одно и то же: из века в век, да и сейчас тоже. Они не переменились, а мы стали другими. Потому мы это не они.

 Годы меняют наши оценки и представления, ведь в юном возрасте о многом не задумываешься и лишь со временем начинаешь вникать в суть явлений. Вот, например, творчество Александра Дюма. Жившие в его времена литературоведы, а точнее критики, уверяли, что он всего лишь романтик с неумеренными эмоциями, и всерьез к нему относиться не стоит.

 Прошли десятилетия и что выяснилось? Для тех, конечно, кто задумывался над этой проблемой. Да, романтик, однако какойто особый, смыкающийся с реализмом, но не с тем сонным, скучным, вялым, а с динамичным, активным, ищущим. Это реализм Штольца, а не Обломова. Герои Дюма бодры, полны веры в победу справедливости, они эту победу приближают, как могут; они воинствующие протестанты, а не безвольные буддисты или православные.

 Дюма выпустил 460 книг – очень много, осилить их нелегко, надо тогда забыть о своем творчестве и заняться лишь произведениями чужого человека. Я на такое не способен, все книги Дюма не читал, но те, что мне интересны, осваивал с карандашом в руке. Вершиной творчества Дюма мне представляется «Граф МонтеКристо» – на вечную тему предательства и отмщения, тему очень актуальную, особенно в России. И, конечно, достижением писателя является Миледи. До нее в мировой литературе была лишь Манон Леско – сволочь и шлюха, но не преступница. 

 Во времена Дюма писатель обязан был восхищаться женщиной или помалкивать. Дюма же вывел Миледи, о которой слова доброго не скажешь, хотя иногда ее и жалеешь. Это уголовница, на которой пробы ставить негде. Тут реализм так реализм, дальше не пойдешь – в историческом произведении. За образ Миледи тысячи феминисток клеймят автора «Трех мушкетеров» и все делают, чтобы принизить писателя, бросить тень на творчество, замолчать его.

 К сожалению, буйствующие гормоны мешают мужчинам признать – в литературе, а не в реальности – женские пороки, если они есть. Это выпало на долю писателя давнымдавно минувших времен и тем самым накликать на себя всяческие беды. Ну что ж: такова судьба отважных и честных людей, а не холуев моды.

 В истории не зарегистрировано ни одного случая, чтобы астрологи чтото правильно предсказали. Ни одного. Как всякие жулики, они любят присваивать себе титулы, все они президенты или вицепрезиденты придуманных ими организаций и врут, врут, врут. Вот только один пример.

 30.12.2006, с. 2, газета «Московский комсомолец» напечатала статью «Что год грядущий нам готовит? Прогнозы дает вицепрезидент Всемирной ассоциации астрологов Хасан аш Шарани». Этого ясновидца якобы называют вторым Нострадамусом, правильно предсказавшим смерть нескольких известных людей, хотя явных доказательств этих предсказаний нет: убили их – Шабани объявил, что это он все давно предсказал.

 Итак, что он видит в 2007 ом году? Будут убиты почти все известные деятели арабского мира плюс тогдашний президент США, известный футболист и т.д. Сейчас начало 2011 года – все они живыздоровы, работают на благо своих народов, ни один не погиб. Вот и цена всем этим предсказаниям. В них будут верить лишь слабоумные да журналисты, придумывающие всю эту галиматью.

 В столице Эквадора жил в гостинице СанФранциско де Кито, это улица Сукре, дом 217. Однажды отправился в Дом Гумбольдта, что в Центре Гете – там все немецкое. О роли Гумбольдта в исследовании этого региона я говорил в книге «Форстер: жизнь диссидента», М. 1992 – тема это для меня близкая.

 Сидел, пил кофе, смотрел по сторонам. Подошла гадалка, стала себя рекламировать, за 10 долларов обещала все обо мне рассказать. Многое сошлось: что я мужчина, что немолод, что путешественник, что еще нравлюсь женщинам, что держу себя в руках, не пью, не курю. И еще чтото такое же необыкновенное, требующее громадного умственного напряжения со стороны гадалки. Особенно она, кажется, гордилась тем, что обнаружила, что я не молод и нравлюсь женщинам. Вот такая провидица.

 Таковы все иные ясновидцы во всех частях света. В будущем они не разбираются. Да и ни в чем вообще.

 Сколько бы я еще ни жил, постоянно буду думать, отчего моя страна, мой Советский Союз развалился, как карточный домик, и ни один русский, так любящий хвастаться своим патриотизмом, не выступил в защиту Родины. С каждым годом вскрываются новые факты, появляются новые архивные сведения, теперь можно более или менее точно говорить о какихто деяниях, но 3040 лет назад в принципе все было уже ясно.

 В 195556 годах СССР сделал неверный выбор: он стал содержать мусульманские страны, натравливать их на США и Израиль, давать арабам много денег, причем, как оказалось, безвозвратно, а ведь эти доллары можно было бы потратить на свой народ, на улучшение собственного образования, здравоохранения и т.д. Даже разгром арабских армий в июне 1967 года не остановил советских антиамериканцев, они продолжали упорствовать, несмотря на заведомо аморальную позицию Кремля.

 Если бы мусульмане вернули нам свои долги, Советский Союз продержался бы не одно десятилетие. Но Кремль простил им.  Почему? Изза ненависти к Западу? Изза врожденного антисемитизма? Изза неумения руководить своей страной? Еще изза чегото? Кремль проиграл, но ничему не научился. Он и сейчас подкармливает мусульман в надежде повернуть их против Запада. Даже несмотря на ту громадную помощь, которую арабы оказывали чеченским бандитам.

 Одним из важнейших способов познания ребенком мира является игра с зеркалом. У примитивных животных нет интереса к собственному изображению, интерес возникает, начиная с дельфинов и обезьян, а ведь любопытство, любознательность, интерес – основа психического развития. Если этот механизм нарушен, как при раннем детском аутизме (РДА), пиши пропало. В основе цивилизации в первую очередь лежит интерес к окружающему миру и, как следующий этап, стремление творчески изменить его.

 Письменность у западных народов появилась 34 тысяч лет назад, у русских  только с VIIIIX веков, т.е. значительно позже, у нас другой возраст, мы отстаем от передовых народов на много столетий. Потому и по части дипломатии часты поражения, результатом и стал распад СССР. Самодовольство и презрение ко всем, наряду с шапкозакидательством, губят нас и еще долго будут мучать. А страдать будет народ, попавший под иго чиновниковдебилов и воров.

 Сказать, что человечество за 70 последних лет явно повзрослело, можно, но с оговорками. И вот почему. Человечество неоднородно, люди все разные, пребывают в неодинаковом цивилизационном возрасте: один уже завершает жизнь, а другой лишь готовится начать.

 Но общая тенденция видна: человечество постепенно освобождается от детских развлекаловок, от сказок для несмышленышей, постепенно переходит от детского сада к первому классу, а оттуда к первому курсу. Но темп взросления, конечно, неодинаков, тут вариантов тьма.

 

А ДАЛЬШЕ КАК ПОЛУЧИТСЯ

 Нормальный человек обладает способностью планировать, задумываться, что он сделает завтра или послезавтра. При психических заболеваниях эта способность нарушается – особенно при врожденном умственном недоразвитии (олигофрении) и разрушении психики вследствие травмы головного мозга, алкоголизма и прочих длительных отравлений, воспалений и т.д. Тут не до планов. У пограничных пациентов планирование может искажаться в результате ухода в воображаемый мир. Особенно это заметно в художественных профессиях, но в главном эти люди своего не упустят, свою выгоду знают.

             В 2002ом я путешествовал по югу Африки. В Ботсване и Зимбабве столкнулся с бушменами. Это самый древний народ  древнее в Африке нет. Это невысокого роста бродячие охотники изматывают добычу пока жертва не упадет от усталости.

              Обратил на них внимание по многим причинам – в том числе и изза их языка: это не наш язык, он иначе устроен, похож на птичий и на звуки, издаваемые теми животными, которые не отнесешь ни к гласным, ни к согласным. Это праязык, на нем, видимо, говорили наши самые далекие предки.

 Считается, что самые древние останки человека родились примерно 195 тыс лет назад. Наука идет вперед, много новых находок, потому со временем все эти сведения обязательно будут пересмотрены, но пока цифры такие. С помощью изучения митохондриальной ДНК обнаружено, что все мы произошли от одной танзанийской женщины (условной назовем ее Евой) приблизительно 100 тыс лет…

 

… Отец не считает дочь больной, вообще на нее не обращает внимания, сыном еще интересуется, но только не дочерью.

            Мать понимает, что дочь очень отстает от сверстников, показывала многим врачам, те поначалу выписывали рецепты, но когда мать узнавала, сколько стоят лекарства, приходила в ужас и отказывалась от лечения. Стала заставлять мужа, чтобы больше работал и зарабатывал, иначе дочери не помочь, но тот всякоразно отказывался: я должен самоусовершенствоваться, а для этого необходимо свободное время, мне не до лишних хлопот, связанных с дочерью. В общем, от него пользы как от козла молока.

Попросила свою подругу, чтобы та узнала у меня, что делать.

Делать надо одно: лечить. На это уйдет лет 56, если повезет. Нужны ноотропы, логопедия и дефектология, дрессура, принуждение к речи и многое другое. Мать это обеспечить не сможет, отец тут – пустое место. Если на него давить, может и сбежать из семьи.

В поликлинике никто такой девочкой заниматься не станет: как народ равнодушен к нищете медиков, так и медики должны быть равнодушны к проблемам народа; зачем нам выкладываться, если народ позволяет буржуйскому государству держать нас в черном теле? Пусть сами и выкручиваются. Или добьются, чтобы нам создали нормальные условия.

Мать одна ничего не добьется. Объединиться с другими матерями лень, да и времени нет. А профсоюзов в стране нет, кроме тех, кого выкормил Кремль. Попы – те уверяют, что любая власть от Бога и надо подставлять правую щеку, когда колотят по левой. От них тем более пользы не будет.

В общем, жалко мать этой девочки. Жалко весь наш народ, попавший в капкан капитализма. Вернее, сам залезший в него.

Могло ли быть такое при Советской власти? Все могло, но я такого не помню: на лечение всегда находились деньги, к тому же лечение было бесплатно, лекарства стоили гроши.

А теперь такое сплошь и рядом. Когда обращаются ко мне такие, поневоле говоришь: Опять!

Почти во всех книгах я привожу истории болезни своих маленьких пациентов – в основном с ранним детским аутизмом. Почти все врачи считают, что они неизлечимы, а я их излечиваю, главным образом полностью. На это уходит обычно 57 лет. Первое сентября для меня праздник – как минимум 23 бывших пациента идут в школу, обычную, не для умственно отсталых или шибко чудных.

Одновременно с этим каждый год обращаются следующие пациенты – с каждым месяцем все больше, учитывая, кстати, что я никоим образом не рекламирую себя, не даю объявлений и вообще мало кого консультирую, преимущественно тех, за кого просит ктото из близких.

Последние годы я максимально сузил объем помощи: мне 71 год, пока сил много, но это временно, а лечить придется долго, это только у хирургов делается все быстро. К тому же у меня пропал интерес к тем болезням, в которых разобрался, решил для себя эту научную проблему, достиг потолка, тратить время на уже изученное не хочется. Когдато их изучат еще лучше, найдут то, чего я не заметил: случится это в основном изза того, что болезни меняют свой облик, и нынешний РДА станет другим, не будет таким, как при мне. Вот этот изменившийся РДА пусть и изучают те, кто будут потом. Иными словами, колесо крутится, бесконечные опять сменяют друг друга, каждое новое опять приходится заново исследовать; поисследуешь и поймешь, что ничего нового нет – кроме некоторых одежд.

В мире мало что меняется, большинство остается неизменным. Лишь очень редко людям удается вырваться из привычной колеи, но они быстро устают и сами возвращаются к прошлому.

17 октября 1905 года Николай II издал манифест о, скажем так, демократии. Были избраны четыре Государственные Думы, цензура была ликвидирована полностью. Казалось, сбылось то, о чем мечтали тысячи прогрессивных людей. Но к чему это привело? К распутинщине, воровству, взаимной грызне, всеобщей подлости, ненависти царя к Витте и Столыпину, к участию в нелепой войне 1914 года, а потом к распаду России.

С февраля по ноябрь 1917 года страна валялась в грязи, народ устал от бандитизма, поджогов, безделия. Потому приход к власти большевиков был встречен с надеждой. Большевики установили суровый режим, ведь преодолеть пороки с помощью гуманизма невозможно. Они принялись исправлять народ и достигли в этом громадных успехов, однако народ устал быть на высоте, он требовал послаблений. Брежнев дал их: он сам был приличный человек и вел себя как мудрый и здравый деятель. Его гуманизм народ воспринял как слабость и перестал работать, ударившись в пьянство и пустую болтовню. Ну а потом Беловежское предательство.

Капитализм после 1991го года куда хуже, нежели тот, что был до 1917го. Там хоть была какаято иллюзия демократии, которую народ использовал себе во зло. Сейчас нет даже иллюзии – власть у самых хищных, наглых, подлых, думающих лишь о себе. В 1991‑ом Россия выбрала неверный путь, через 10 лет она совершила еще одну ошибку – сознательно подпала под чиновничьечекистское иго, бессовестнее коего я еще не встречал.

Все пошло по новой, все вернулось к прошлому, все опять. Неужто такое будет всегда, неужели народ, считающий себя высокодуховным и успешным, вот только американцы с евреями мешают, неужели этот народ не повзрослеет, не освободится от самодовольной инфантильности и не примется улучшать свою жизнь: хотя бы туалеты возведет, дороги отремонтирует, повысит зарплату тем, у кого буржуи отняли деньги.

Все опять и опять. 71 год живу, а все одно и то же. Застыла Россия, как спящая царевна, не хочет улучшать свою жизнь; чем ничтожнее и подлее правитель, тем с большим восторгом она вручает ему свою судьбу. И терпит, терпит, терпит. И гордится своими ворами и душегубами – главное, чтоб были свои. И восторгается бездарными царями, но ругает революционеров, сыгравших для России ХХ века роль великого Петра.

Движение это жизнь, но жизнь это не только движение. Только куда оно? Если к новому застою, то лучше мне не видеть его.

Нет неподвижности лишь у путешественников, но их очень мало – фактически единицы, за всю историю не более одной тысячи.

Великая Французская революция породила Республику, «Марсельезу», праздник 14 июля, трехцветный флаг, отделение церкви от государства. После Ватерлоо все это было запрещено, в недолгие годы Второй Республики частично возвращено, а после 1871 года, когда установилась Третья Республика, Франция вернулась к символам 1789 года. По сей день они так живут.

В 1991-ом СССР пал из-за выродившейся КПСС и безразличия народа к своей судьбе. Все революционные символы были запрещены: вместо победоносного Красного Знамени, реявшего над поверженным  Рейхстагом, государственным объявили флаг, под которым власовцы воевали с нами; запретили праздники 7-8 ноября и 12 мая и т.д. Но все это вернется, как во Франции воротилась «Марсельеза», и к нам возвратятся наши праздники, и попов выгонят из школ, больниц и казарм, все будет опять – как во всем мире. Мы скинем монархическое опять и восстановим революционное, история ведь развивается только в одном направлении, а не вспять. Мы еще будем ходить на октябрьские демонстрации и первомайские манифестации. Все будет рано или поздно. Скорее бы только.

Жизнь это бесконечное возвращение к одному и тому же; страсти человеческие в 2010 году и в 1510ом одинаковы, хотя проявления могут отличаться. Неизменное неизменно, но то, что можно изменить, надо это делать – и скорее. Пусть содержание прежнее, но внешние проявления могут же  усовершенствоваться, улучшаться, мы же становимся с годами рассудительнее, терпимее, сдержаннее, опытнее. Очень хочется, чтобы человечество стало, в частности, воспитаннее, хотя это представляется невыполнимым в этом столетии. Но сделать для всего этого надо все.

 

 

 

 

*                                                                 *

 

 

*

  

 

Содержание

 

Опять двадцать пять 

3

А дальше как получится

10

Ах, эти детские тайны

19

Как лечу аутистов

26

Заблудившиеся

32

Кто кого угнетает

41

Не только о шизофрении

48

Беседы в пути

55

Гдето на белом свете

61

На севере дальнем

66

Психологический голод

78

От политики к биологии

84

Малиновские

92

Это творцы культуры

99

Красоту создают уроды

107

Толкачи

117

Первооткрыватели

125

Никуда не деться от необходимости

133

Что мое, а что нет

142

Перед славой

150

Соловки

155

Защищаясь значит не смиряясь

164

Разрушители

169

К какой матери?

176

По накатанному пути

183

Незаметное соседство

193

Планы по глупости

201

Прототипы и реальность

207

Когда по белу свету носит

215

Это Африка

223

Как Адам Еву

232

По следам Хемингуэя

239

О пределах терпимости

249

Да здравствует движение!

256