Михаил Иванович Буянов

Аутизм

Книга издана на средства автора

 

Буянов М. И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов. 2001,   с. 88

 

Первая в мировой литературе научно-познавательная книга для родителей и педагогов с современных позиций рассказывает о разных сторонах многосложной проблемы аутизма у детей и подростков. Особое внимание уделяется комплексной коррекции разных видов аутизма.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Встреча на крокодиловой ферме.........................3

Чужие горизонты.......................................... 7

Не в себе.................................................... 12

Оттенки....................................................... 17

Подвиг Шевалевых....................................... 22

В себе..........................................................26

Как они себя ведут.........................................29

Открытие в 1908 году................................... .35

Все пошло от Блейлера................................. 37

Если появляется аутизм............................... 39

У кого какое место....................................... 42

Синдром Аспергера.................................44

Причины........................................................49

Больные и здоровые................................53

Отшельники................................................... 58

Если блин комом.............................................63

Дельфины. Но не только................................. 70

Когда надо отвыкать......................................74

Крики в "Серене".....................................78

Лечит ли время?........................................... 81

Взгляд из будущего ....................................... 85

 

..... транспорте и т.д. церебрастения обычно вредит использованию психотропных лекарств, способствует появлению нейролептических осложнений Значит, надо терпеливо освобождаться и от церебрастении; в том отношении хороши ноотропы, церебролизин, настои сухофруктов и другие воздействия. И, конечно, дозированный режим занятий с чередованиями отдыха и работы. Таким ни в коем случае нельзя перегреваться, ушибаться головой, слишком много употреблять воды, необходим дневной непродолжительный сон. И приучение к порядку: любой порядок, а аутичный тем более должен воспитываться так, чтобы мог вписываться в человеческое сообщество с его жесткой регламентацией. Если его не воспитывают, то он может наделать много глупостей, стать хулиганом и творить любое иное, что свойственно недолеченным инфантильным субъектам. Обычно такая публика, достигнув юности, уходит в деструктивные секты анархического толка - в религию, смиряющую любого, они предпочитают не идти, а если и шли, то быстро разочаловались.

Участвуя в хулиганских действиях, нападая на стражей порядка, такие субъекты получают по голове, церебрастения и взрывчатость усиливаются, а от этого они становятся еще более яростными и непримиримыми демонстрантами - получается замкнутый круг.

 

КРИКИ В «СЕРЕНЕ»

В социальном отношении бывшие аутисты пребывают в арьергарде, никто не достигает заметных постов. Основная масса перемещается в дома инвалидов, причем часто не за счет слабости психиатрии, а только из-за того, что в силу невежества, бедности и равнодушия родителей толком не лечились. К тому не всякая мать отдаст свою жизнь за приведение урода в Божеский вид, хочется и самой пожить. А уж об отцах и говорить не приходится. Здорового трудно воспитать, приходится многим жертвовать, а уж о психических больных и говорить не стоит: любое существование с ними -великий подвиг со стороны терпеливых родителей.

Роль психиатрии - если думать о внушении или мышечных расслаблениях - тут условна, она точно такая же, как и при воздействии на всех остальных детей, учитывая, однако, что аутисты живут в своем обедненном, обезличенном мире и потому на них не действует то, что действует на других детей, ведь нормальные дети эмоциональны и потому до них можно достучаться, а аутисты по части чувств очень бедны и причудливы, поэтому психотерапия (а она в детском возрасте всегда чересчур эмоциональна) мало эффективна.

Аутистам нужно мужское воспитание, мужская жесткость, а ее, как правило, не хватает, ибо 1) сами отцы тут часто с большим приветом и 2) их нет - сбегают от трудностей.

Водные процедуры всем полезны, особенно аутичным шизофреникам, только результаты достигаются не сразу. Вернее, сразу получится отрицательный результат, если ребенка не лечить, медленно, постепенно не приучать к воде. Имбецил и идиот лезет в воду от бездумья, от недоразвития. Аутист же боится ее, обходит стороной, страшится, как и всего нового, непривычного, помогающего установить некие отношения с миром - на сей раз через воду. В некоторых случаях при аутизме помогают стрессы, шоки - это называется психострессопсихотерапия. Но помощь придет лишь тогда, когда все делается своевременно, соразмерно, к месту и ко времени. Недалеко от Хельсинки расположен аквапарк «Серена». Ничего в нем особенного нет, таких много в мире. Когда я в нем был, там пребывало немного финнов и очень много питерцев, для коих Финляндия - почти окраина Петербурга. Сеанс пребывания в аквапарке длится четыре часа, за это время люди привыкают к воде, к аттракционам и друг другу. В основном там были матери с детьми. И я - самый старый из посетителей. Но я еще больше, нежели те, кто помоложе, пробовал все аттракционы, носился по всем водным процедурам, и, кажется не пропустил ничего.

Возле громадного джакузи волей- неволей обратил внимание на ревущего мальчика лет пяти: он не хотел лезть в воду, всячески упирался, когда мать его затаскивала в нее. Когда ей это надоело, она, видно, оставить сына в покое - мол, не хочешь, тогда посиди рядом, пока я побуду в воде. Но не тут-то было: ребенок сам не хотел идти в воду и не давал это матери. Он визжал, хватал ее за руки, тянул из воды, но все это делал, не глядя на нее, словно она и не существовала. В конце концов он ее утянул куда-то и мы все, находившиеся в джакузи, только обрадовались: уж больно противно малец кричал на весь аквапарк. Да и выглядел он не симпатично. Его крики не вызывали в нас отклика - как и вообще это бывает при РДА: больном не сопереживаешь, на его плач не откликаешься, он раздажает, но не вызывает сочувствия. Потому что это плач ненормальный, нечеловеческий, недетский, словно от машины, а не от человека. Через полчаса я увидел мальчика уже в другом месте, он опять тянул мать неизвестно куда; как и прежде, у него был отсутствующий взгляд, ни на кого не смотрел, ничем не интересовался. Видно, мать приволокла этого аутиста, чтобы с помощью испуга и прочего стресса спровоцировать речь. Словно прочитав мои мысли, мать сказала:

- Помогите мне затянуть его наверх, откуда катятся в воду. Одна я не справлюсь.

Помог.Потом она сообщила, что лечит сына у одного питерского психиатра, вскоре, правда, переселившегося на Запад. Тот много рассказывает о причинах и механизмах аутизма, дает массу трудновыполнимых советов, уповает на лечебную педагогику и психологию, лекарств почти не назначает. В «Серену» привезла сына, чтобы с помощью целенаправленного испуга спровоцировать речь. Если, конечно, удастся. Сама до этого додумалась. Речи давно уже нет. Ничего, кроме плача. По договоренности с матерью я схватил мальчика и бросился с ним вниз. Он истошно вопил, ухватившись за меня двумя руками, о матери же словно забыл, ее не замечал, хотя она катилась рядом с ним. Когда мы докатились до конца, мальчик перестал кричать и вдруг посмотрел на меня. Прямо в глаза. Но не долго: сразу же отвел взгляд. Больше мы не виделись.

Я бы и не вспомнил эту историю, если бы однажды эта женщина не позвонила:

- Сегодня сын среди полного молчания, неожиданно, ни с того, ни с сего, вдруг спросил: «А где дядя из «Аквапарка»? И показал на фотографию, на которой я засняла вас с ним. Потом опять замолчал. Молчит уже много месяцев - как молчал и до своего неожиданного вопроса о вас.Если ребенка с РДА оставить одного, предоставить ему возможность делать, что желает, чем это кончится?Ничем хорошим не кончится. Еще в недавние времена в Якутии, например, и вообще на Дальнем Востоке таких детей заводили в тайгу:
пусть сами выкручиваются, глядишь стрессовая ситуация взбудоражит их, вернет на землю, заставит одуматься, встряхнет инстинкт самосохранения. Может, это подлечит таких.Не подлечивало - во всяком случае, каких-либо цифровых данных нет. Поэтому ничего положительного сказать тут нельзя.В 1930-40-е годы больных шизофренией заводили в высокогорные аулы, предполагая, что разряженный воздух и прочие необычные обстоятельства, встряхнут аутистов - положительных результатов не было. Кроме, само собой, совпадений.Неожиданно сбрасывать больных с моста, пугать их, стрелять рядом с ушами и т.д. - все это уже было и не помогало. Потому нечего идти в этом направлении, оно себя не оправдало.Не оправдало и жесткое следование дрессуре - оно не лечит, хотя и создает иллюзию улучшения поведения больных. Надежда только на лекарства в сочетании, конечно, с водными процедурами, лечебной педагогикой, требовательным перевоспитанием, напичкиванием информации и т.д.


ЛЕЧИТ ЛИ ВРЕМЯ?

Кого-то лечит, кого-то нет, да и какое время: месяц, год, пять? И какого человека: мужественного, легко переключающегося, не склонного застревать на дурных переживаниях или вялого, инертного, идущего на
поводу у других? Издревле известно, что неприятные переживания детского возраста могут (но не обязаны!) дурно повлиять на последующее развитие человека. Фрейдисты сделали из этого предположения догму и везде и всегда ищут в качестве причины психических отклонений конфликты с родителями в раннем детстве.У кого не бывает конфликтов? Лишь у покойников? Без конфликтов жизнь невозможна, стрессы закаливают живое существо, оживляя его, придают бодрость, боевой настрой, мобилизуют, тренируют. Каждый детский психиатр, изучающий жизнь человека в подлиннике, поработавший не одно десятилетие, твердо скажет: да, детские конфликты влияют на душу ребенка, но со временем их последствия проходят и к старости об этих конфликтах никто уже и не вспоминает. Тем более что конфликты конфликтам рознь, одни отражаются в психике, а другие быстро и бесследно проходят. Один помнит всю жизнь ссоры с матерью, а другой через пять минут забудет.Практицизм, здравый смысл, бодрость, нежелание впадать в тоску и безделье - вот на чем зиждется народная мудрость и она эта мудрость, и есть лучший способ профилактики психических отклонений - в том числе морального помешательства, если называть этим старинным термином нынешних психопатов, и шизофрении, изящно именуемой аутизмом. Дело, как правило, в конституции души, т.е. в ее самонастрое, самоконтроле, самокритике. Каждый знает свои слабые места и все должен  делать, чтобы они не пострадали, чтобы не поддаться им, не пойти у них на поводу.

Люди слабы и импульсивны, они ведь вышли из животного царства, а не из ангелов, обретающихся в небесах. Они не могут быть непротиворечивыми о совершенны. Только сама жизнь, опыт, приобретаемый с годами, совесть помогает становиться лучше, а такое без каждодневной работы достичь невозможно. Не время лечит - лечат только врачи. Время может помогать, а может и вредить.Поскольку каннеровский аутист не знает, чем заняться (игры не интересуют, телевизор очень не нравится, помогать матери не прельщает и пр.), то он стереотипично бегает по помещению, всех раздражая однообразием поведения и нарочитым бездельем. Глазной и обонятельный анализаторы у таких пациентов бездействуют, им бы только слушать музыку как сферу абстрактную, не требующую напряжения ума, зрения и общего обоняния, не заставляющую напрягать другие органы чувств. Вот и носится пациент по квартире с наушниками, не на чем не фиксируя взгляд, но и не будучи поглощен музыкой: такой аутист вообще ничем не поглощается. Это асперговский шизоид может часами быть занятым разгадыванием какого-нибудь кроссворда или математической головоломки, там нет снижения ума и речи, там само углубленность и даже сверхценность в решении каких-то задач. При РДА ничего и близко нет: отгороженность от мира полная, больной доволен этим, воспринимает свое состояние как само собой разумеющееся и никак от этого не страдает.

Что делать? Заставлять смотреть картинки, телевизор и т.д. - этим постепенно включать в работу зрительный анализатор. Нужно ли параклинически обследовать аутичных больных? Нужно, как и всех пациентов, но не очень рьяно, ибо ничего выдающегося на томографии, электроэнцефалограмме и прочих ныне модных обследований у них не обнаруживается. Потому часто делать эти обследования незачем - уж если один раз в три-четыре года. Если, конечно, не появилась дополнительная нужда в них.

Итак, РДА - это иное название самой ранней детской шизофрении, которая может протекать со слабо-умием, а может и не протекать с ним. Тут следует отличать РДА от олигофрении в степени имбецильности или идиотии, при которых имеются парааутистические включения за счет недоразвития эмоциональной сферы и отсутствия абстрактно-логических способностей. Нередко при РДА имеется органический фон: церебрастения, неврозоподобные тики и т.д. - такой фон может быть у кого угодно, в том числе и у лиц без всякого аутизма. Лечат и болезнь, и фон, учитывая все многообразие проявлений. Болезнь надо лечить с того момента, как обнаружили, и до того, пока стойко не ликвидировались все признаки. Когда я увидел этого мальчика, ему было три года. Речь распалась, навыки опрятности тоже, что-то мычал, стереотипно носился по кабинету - в общем, был типичный аутист.

Стали лечить. Лечим по сей день, хотя прошло уже 18 лет. Больной проглотил килограммы пантогама, аминолона, глютаминовой кислоты и других ноотропов, кормящих мозг, принял литры церебролизина, когитума, лидазы, массу психотропных препаратов. Мать бросила работу и занималась только сыном - единственным. К счастью, отец не ушел из семьи, хотя завел любовницу, но внешние приличия соблюдает, семью обеспечивает. А как ребенок? Теперь он давно уже не ребенок, мастер по ремонту компьютеров, зарабатывает больше отца - чекиста по профессии. Учился индивидуально на дома, окончил среднюю школу - с грехом пополам, но окончил. Пошел на компьютерные курсы. Заодно кончил еще и танцевальные классы. Парень видный, ладный, но малость чудноватый. Речь нормальная, никаких кататонических заскоков нет. Симптоматика переменилась - это называется лекарственным и возрастным патоморфозом: благодаря лечению исчезла кататония и дефектное состояние, но появились неприятные ощущения в разных частях тела (это называется сенестопатиями, т.е. разновидностью соматических галлюцинаций, о которых писал К.Шнайдер), временами кажется, что жизнь идет без толку, что надо больше заниматься спортом, дабы стать поэнергичнее и веселее. Нашел себе любовницу, в половом отношении все хорошо. Продолжает лечиться.

Уже по поводу сенестопатий и некоторых других расстройств первых трех уровней, о которых я уже рассказывал. А начинал с последнего и предпоследнего уровня.Таких больных у меня около трех десятков: все начинали примерно одинаково, а сейчас стали вполне приличными людьми. Сюда не включены те, кто давно уже выздоровели и я о них забыл: помню обычно тяжелых пациентов, а тех, где лечение проходило легко, забываешь быстро. В случаях, когда больной полностью или почти полностью выздоровел, я всегда добрым словом вспоминаю матерей - страдалиц, уж им-то досталось по первое число, но они все выдержали, не бросили ребенка, вылечили его. Честь им и слава! Без них от нас, медиков, толку как от козла молока. Без них мы только научные работники, что-то конструктирующие, но никому не помогающие.

О лекарствах, дозах, комбинациях распространяться не буду: лекарства быстро устаревают, дозы и комбинации всегда строго индивидуальны... Дать советы на все случаи невозможно, да и незачем. К тому же всякая книга - это ведь еще и реклама. Я же могу рекламировать лишь психопатологию, могу рекламировать лишь психиатрию, ибо без этой сферы знаний помочь таким пациентам невозможно. Никакие психологи, учителя и т.д. Ничего тут не решают без контакта с врачами. А многие, к сожалению, этого не знают. Или не понятно отчего избегают. Моя книга не о лекарствах, а о детской психиатрии. Чтобы ее лучше знали и понимали. И чтобы не тратили время на пустые хлопоты, а лечили, лечили, лечили. Лечат же врачи - не экстрасенсы, не знахари, не иглорефлексотерапевты, не костоправы, а только психиатры. Среди последних подлецов и вымогателей тоже хватает. Ведь нет ничего проще и безнаказанней, нежели объявить родителям, что болезнь тяжела, не лечится и с врача взятки гладки.

Многие так и делают, а потом, когда родители прозреют, у них появляется чувство вины за то, что вовремя не стали лечить, доверились трусливому ремесленнику-медику, который более всего занят тем, чтобы не забивать свою голову размышлениями и поисками новых путей. Дабы снять с себя ответственность, такие горе-лекари (правда, к ним следует добавить и армию психоаналитиков) все сваливают на семью: мол, сами виноваты, что зачали и родили уродов, что из-за гипотетических проблем между матерью и отцом и появится на свет аутист. Некоторые родители прислушиваются к таким объяснениям, у них развивается чувство вины, корят себя за то, что якобы только заболевшему. Поскольку помощи раньше не было, то все сводилось к жертвенности всей семьи по отношению к маленькому пациенту. В конечном счете, быстро вся семья впадала в депрессию, начинались конфликты, большей частью отцы покидали детей, ибо кто же в здравом уме и твердой памяти будет посвящать себя только поддержанию жизнедеятельности урода. А когда семья распалась, тогда все заботы ложились только на мать, обреченную не работать, а потому и жить бедно, то положение ребенка ухудшалось. Дело ведь не только в том, чтобы его накормить и помыть, а и в том, чтобы с ним заниматься, учить правилам общежития, дрессировать его. К тому же тогда не было лекарств.

Но и в наши дни мало что изменилось: лекарства используются редко, отцы уходят, матери влачат ужасное состояние, полностью посвятив себя инвалиду. Большинству матерей вскоре приходится лечиться, но уже от депрессии и неврозов. Как же надо подходить к таким детям? 1)лечить, 2) жить полноценной жизнью, 3) обучать. При невозможности всего этого определять ребенка в детский дом. Надо думать о здоровых полноценных новых детях, которым потом будет невмоготу сосуществовать с инвалидом. Чувство вины должно быть ведено к минимуму, надо жить настоящим и будущим, а не копаться постоянно в своих генах и переживаниях. Родители должны помогать друг другу, объединяться, создавать группы поддержки - иначе им не выжить. И лечить. Столько, сколько понадобится. Даже десятилетиями.

Чтобы РДА и прочие душевные расстройства быстрее и лучше обнаруживались, диагностировалить и лечились, родители должны быть просвещены. К сожалению, тут прогресса практически нет, большинство пребывает в своеобразном Средневековье, отгородившись от успехов цивилизации. Они не хотят ничего знать, пропаганда прав человека сводится ими к праву оставаться невежественными и самоуспокоенными, освобожденными от обязанностей, присущих цивилизованному человеку. Абсолютизируя права человека, фанатики с пеной у рта защищают право преступника грабить, растлителя - заниматься педофилией, лжеца - обманывать людей, но отрицают право жертвы защищаться, обманутого - наказывать обманщика, право знать, что из себя на самом деле представляют психические болезни и как с ними бороться. Когда был в Китае, я интересовался о причинах конфликта многих тибетцев с центральными властями. Мне отвечали, что большинство тибетцев привыкли жить в средневековых условиях, они и сейчас против телефонов, телевизоров, железных дорог и т.д. - и все под предлогом сохранения своей самобытности, т.е. ради неизменности суеверий, примитивной промышленности, отсутствия современного здравоохранения.Эти любители старины очень похожи на пациентов с РДА, приверженных консерватизму. Больной и отсталый больше всего боится перемен, держится за старину любой ценой, никакие доводы разума его не останавливают.

Что должны делать здоровые и здравые? Терпеливо, а иногда и требовательно приспосабливать невежд к цивилизации, даже если те будут упираться. К отсталым слоям человечества следует относиться также, как относятся в больным с РДА - дрессировать и насильно переучивать, другого, к сожалению, нет. Посжигали себя десятки тысяч староверов, когда Петр I захотел их сделать поцивилизованней, утрата для человечества была небольшой, но Россия все же втянулась в европейскую жизнь.

Аутисты против изменений в сторону нормы. Если идти у них на поводу, то все надо оставить, как есть, пусть остаются больными. Это в корне противоречит медицине, которая вся есть результат и одновременно механизм перемен; если прогресса нет, то психиатрия уходит в сферу суеверий, прекращая свое развитие, такое же происходит при РДА.