Михаил Иванович Буянов

 

Внушение и женщины

 

Издание осуществлено на средства автора и является благотворительным.

 

Буянов М. И. Внушение и женщины. М., Российское общество медиков-литераторов, 1994,   160 с.

Известный врач и публицист рассказывает о некоторых особенностях женской психики, благодаря которым женщины могут стать объектом психологического манипулирования — в частности, в политических и религиозных целях. Особое внимание уделяется гипнозу и другим видам психотерапии, а также парапсихологии. Описываются приемы самокомпенсации психологических отклонений. Автор — президент Московской психотерапевтической академии, председатель Российского общества медиков-литераторов.

© Михаил Иванович Буянов, 1994 

СОДЕРЖАНИЕ 

В мире звуков

3

Внушаемые люди и народы

8

Все это психотерапия

14

Управлять или освобождаться

21

Нужные книги

32

Внушение и самовнушение

36

Исцеляющие слова

42

Кто как лечится

45

Преодоление летаргий

49

Когда наступает безмолвие

52

Кому необходима эмпатия

56

Профессиональные болезни

58

Женщине нужно тепло

61

Случаи из практики

64

В поисках трупа

72

Ради самоутверждения

77

Кое-что о парапсихологии

81

Опасные слова

88

Народная мифология

90

Уймитесь, прорицатели!

94

Астрология — это забава

97

Воздержание или разгул?

101

В большевистском монастыре

107

Помощь творческим людям

111

Цугцванг невозможен

114

На кладбище

117

Трудно быть человеком

118

Не бойтесь психиатров

124

Между здравомыслием и мифом

131

Библиосуггестия

140

Сладкое бремя выбора

143

В поисках веселого Телесфора

147

Жить для других

150

Все зависит от самих людей

153

Приложение

155

 

 

О женщина! Велика вера твоя;

да будет тебе  по  желанию твоему.

 

Евангелие от Матфея, глава 15, § 28

 

 

В  МИРЕ  ЗВУКОВ

       Женщина всегда остается женщиной и никакая борьба за полную эмансипацию качественно не переменит ее. Поэтому пока женщины не станут более осмотрительными, разумными, не гоняющимися за мифами и кумирами, эта книга еще очень долго будет актуальной.

       Мужчина воспринимает мир в основном глазами, женщины — ушами. Вот отчего так любят музыку и поэзию, слова и вообще звуки. Это прекрасно, но и опасно, если отсутствует контроль со стороны рассудка. Ведь иначе этой особенностью психики могут воспользоваться проходимцы и озорники.

      Евангелие от Иоанна начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

      Слово — основа психотерапии: человек, хорошо владеющий словом и благодаря этому помогающий людям, в сознании исцеленных превращается в Бога, хотя миллионы раз предупреждали людей, что бы не творили себе кумиров, ибо неложных кумиров не бывает. Но, видно, потребность человека кому-либо поклоняться неискоренима.

      Речь — вот чем человек отличается от животного, речь — вот что самое главное.

                  В оный день, когда над миром новым

    Бог склонял лицо свое тогда,

      Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

                               И орел не взмахивал крылами,

                              Звезды жались в ужасе к луне,

                        Если, точно розовое пламя,

                           Словно проплывало в вышине.

       Я люблю эти строки Николая Гумилева, они — гимн всесилию Слова, этого самого важного инструмента человеческого естества.

   Но забыли мы, что осиянно

              Только слово средь земных тревог

И в Евангельи от Иоанна

        Сказано, что слово это — Бог.

       Как это верно, как это точно!

       Однако слова бывают разные, и Гумилев продолжает: «Дурно пахнут мертвые слова».

       Одни слова спасают людей, другие убивают; одни исцеляют, другие превращают в тяжких невротиков. Люди — разные, и поэтому то, что одному поможет, другого может свалить с ног.

     Слово не всегда есть истина, всякое слово можно толковать как хочешь. Все зависит от интерпретаторов, от эпохи, от среды, от моды. Вот, скажем, пророчества всевозможных ясновидцев. Разные поколения толкователей, представители разных слоев и народов, разные люди в одних и тех же словах обнаруживают совершенно различный смысл. Я уж не говорю о Библии, в отношении толкования которой выпущены горы книг.

       Самый модный во Франции 1980-х годов пророк — Мишель Нострадамус (1503-1566), лейб-медик Карла IX. В 1555 году он опубликовал сборник рифмованных четверостиший (катренов), написанных на причудливой смеси латыни и старофранцузского языка. Большинство читателей, не говоря о серьезных исследователях, рассматривают сочинения Нострадамуса как случайный набор слов, как бессмысленную тарабарщину. В разные времена разные люди видели в одних и тех же катренах самый разнообразный смысл. Переводчики переводят для своих современников, а не для современников авторов переводимых произведений. Переводчик старается сделать переводимое произведение понятным, придает ему ясность (даже если ее и в помине не было в оригинале) — иначе никто не станет читать такие переводы. Такие катрены Нострадамуса: в переводах они несравненно более интересны и внятны, чем в оригинале. Но это уже не столько произведение автора, сколько творение переводчика, вносящего в текст то, чем живут его современники.

    У реального Нострадамуса нет ничего из того, что есть у его переводчиков, которые пересказывают кто во что горазд непонятные строки Нострадамуса, каждый толкует их как пожелает.

     В 1983 году во Французском центре по изучению стратегических вопросов был проведен уникальный симпозиум по военным аспектам пророчеств Нострадамуса (стало быть, не только в обществе реального социализма отмечается взрыв интереса к мистике и прочей иррациональности). Симпозиум проходил там, где Нострадамус родился — в Сен-Реми де Прованс.

      Военные операторы занесли в компьютеры все слова, употребленные в катренах Нострадамуса, пытаясь расшифровать их смысл; но и военная аппаратура оказалась бессильной понять, о чем же писал четыре сотни лет назад уроженец провансальского городка Сен-Реми.

       Все гадалки, все прорицатели дают туманные, неопределенные предсказания, дабы угодить на любой вкус.

     В общем, все это розыгрыши, жульничество, забавы, предназначенные слишком впечатлительным, доверчивым и внушаемым людям.

        Для России внушение имеет куда большее значение, чем для других стран. Почему? Да потому, что Россия — страна особая.

       Название любой нации всегда существительное: швед, аргентинец, новозеландец... Лишь в России название нации является прилагательным. Значит, русский — при ком-то, это нечто подчиненное, не очень самостоятельное. Отсюда внушаемость, подчиняемость, терпение, послушание, но отсюда и взрывы страсти к освобождению, к самоутверждению, отсюда гиперкомпенсация в виде гордыни, мессианских идей, «Памяти», национальной подозрительности и ревности. Все это больше свойственно женщинам, нежели мужчинам. А женщины более восприимчивы к словам, чем у разуму, к тому, что скрывается за словами. Поэтому, между прочим, в России такая прекрасная литература.

        Расставаться с верой в чудеса и в кумиров куда труднее, чем расставаться с деньгами и положением в обществе: без этой веры человек остается беззащитным и одиноким. Но расставаться надо.

        Мир полон противоречий. Например, чем суевернее население, тем легче работать психотерапевтам, тем успешнее они могут использовать любые виды внушения. Но ведь одна из задач просвещенного человека - бороться с суевериями, разоблачать их. Будет психотерапевт слишком энергичен в этом направлении - может остаться безработным. Это, конечно, в принципе, в реальности это наступит нескоро, если вообще наступит.

      Высмеивать астрологию проще простого, но это в конечном счете подрывает веру в психотерапию. Казалось, обнаружить бессмысленность астрологических предсказаний может любой (взять, например, газеты с астрологическими прогнозами, вышедшими в один и тот же день: все прогнозы будут абсолютно разными), но тогда люди будут очень скептически относиться и к психотерапевтам, которые живут только за счет повышенной внушаемости населения. Это как с пьянством — чем больше пьют, тем меньше мятежей с их всесокрушающей агрессивностью, гражданскими конфликтами и злобой, хотя на первый взгляд вроде бы должно быть наоборот.

       Надеюсь, что в обозримом будущем Россия станет более мужественной — в том смысле, что в ней усилится мужское начало и тогда она станет более самостоятельной, станет более самостоятельной, станет более критически относиться к словам - любым, особенно идущим от политиков, эстрадных гипнотизеров и идеологов, которые уже не единожды толкали наш доверчивый и простодушный народ к  краю пропасти, беспрестанно обманывая его.

       Слово всегда играло двоякую роль. Скажем, фильмы ужасов у одного человека могут вызвать невроз, а у другого — смех или раздумья на всевозможные темы. То же касается и фильмов со сценами насилия, жестокостью или сексом. Поэтому односторонние суждения о вреде или пользе подобных явлений в искусстве необходимо преодолеть. Сколько раз приводили мнения психологов и психиатров, большей частью никому не известных, будто все фильмы следует запретить, ибо они, мол, уродуют души — особенно подрастающего поколения. Жизнь показала, что подобные предсказания высосаны из пальца, они ничем не обоснованы, ибо люди неодинаковы, одна и та же информация по-разному действует на разных людей: одному помогает, другого губит, на третьем не отражается никак.

      В своей книге, я естественно, более говорю о лечебном или, наоборот, безболезненном влиянии слов. К любой цели ведут различные пути, и каждый человек выбирает тот путь, который более всего соответствует его возможностям, который более всего подходит ему и более для него привлекателен. То, что одному покажется нерациональным или аморальным, другому покажется целесообразным и нравственным. Впрочем, словам не надо верить: те, кто свергли коммунистов, чаще всего оперировали словом мораль, но когда сами пришли к власти, оказались такими аморальными, что по сравнению с ними коммунисты были эталонами нравственности.

      Кто знает вы чем смысл жизни? Сколько людей, столько и понимания. Да и любой человек на протяжении своей жизни каждый раз находит новый смысл. Пишущий эти строки видит смысл жизни не в спокойствии, а в участии в деятельности, не отстраненности от реальности, а в желании ее переделать, не в уходе в себя, а в активном отношении к бытию. Нельзя не переживать, но надо трудиться и преодолевать. Не «Плюнь на все и береги свое здоровье», а неприятие несправедливости. Какое счастье у Обломова?

      В 1859 году в Петербурге вышел роман  И.А. Гончарова «Обломов», вызвавший бурные споры. Большинство критиков сходились на том, что автор так или иначе оклеветал Россию. Часть литераторов (в основном демократического направления) высоко оценили роман, в образе лентяя и сони Обломова они увидели типичный образ россиянина, не способного на активное действие.

      Споры об Обломове идут по сей день. Националисты восхищаются им, демократы думают о нем с  печалью. Когда в России наступила свобода для предпринимательства, вновь вспомнили об Обломове: дело в том, что этой свободой воспользовались лишь единицы, которых, словно в насмешку над Россией, именуют «новыми русскими» - никакие они не новые, в основном это прежние жулики, их дети и ученики, получившие возможность заниматься махинациями на законном основании, и никакие не русские, ибо большинство из них кавказцы, евреи, татары и т.д. Обломов незлобив, добр, мягок, отзывчив, нет в нем только рациональности, оборотистости, четкости мышления, деловой хватки. Он не соучаствует во зле, но и добра никому не приносит. В нем много, скажем бак, бабьево.

      Но ведь духовном монастыре или в убежище для лентяев долго не просидишь, кто-то должен растить хлеб, воспитывать детей, лить сталь. На это обломовцы не способны. Чем скорее Россия избавиться от обломовщины, тем лучше. А чтобы избавиться, надо ее высмеять, показать ее истинное неприглядное лицо.

     Считать смыслом жизни уход от трудностей - эпически неприемлемо, социально вредно, а в биологическом плане гибельно. Человек только в том случае превращается в личность, когда от преодолевает трудности, а не хнычет и сдается. Каждый день нужно прожить для того, чтобы сделать его лучше.

        Жизнь - такая короткая, трудная, малорадостная - дана людям не для того, чтобы равнодушно относиться ко всему, превратившись в фабрику по переработке пищи и продолжению рода. Жизнь дана для того, чтобы больше выразить свой творческий потенциал, чтобы быть активным человеком. Не спокойствие и терпение, не уход в себя, не поиски нирваны, этого рая для бездельников, а активная переделка внешнего мира, усовершенствование его и себя на путях христианской нравственности.

       Сейчас в Россию понаехало множество проповедников - в основном пропагандистов всевозможных индуистских и буддистских верований. На нескольких таких проповедях я присутствовал. Отношусь к ним в лучшем случае иронически. Эти проповедники - какие-то самоучки, невежды, их суждения очень далеки от науки. Конечно, ученые не все знают и никогда все не узнают, но они, анализирую мир, знают о нем много. Все же эти проповедники знают мало, хотя и уверяют, что чувствуют очень много и глубоко. Впрочем, уверять можно в чем угодно, ведь не проверишь, что чувствуют эти переживатели.

       Остерегайтесь торговцев иллюзиями — вот что хочу сказать вам, читатели, если вы склонны всерьез воспринимать жульничество, забавы и розыгрыши, преподносимые любителями подурачить простаков или отвратить людей от активного отношения к нашей несовершенной жизни.

      Сейчас часто говорят о духовности, но что такое духовность? Религиозность, образованность, склонность к метафизике при одновременной непрактичности, безалаберности бесхозяйственности? Или что-то другое?

       Духовность — это блестящая неопределенность, термин изящный, но неясный, неконкретный, без четкого содержания. Я не стану его употреблять, я предпочитаю говорить о совестливости, как о понятии, возможно, наиболее точно определяющем духовность. Совестливость никак не связана с образованностью, религиозностью или склонностью к метафизике. Совестливость не категория разума и логики, а категория переживания, она соотносится не столько с левым полушарием головного мозга, сколько с правым. Совестливость, как и чувство красоты, иррациональна.

       Как сделать всех женщин здоровыми, как сделать женщин счастливыми? Я этого не знаю, хотя в каких-то конкретных случаях советы дать могу, но этих случаев немного. Если возникает вопрос, как вылечиться, я чувствую себя уверен в нем, ведь дело врачей - не счастье, а здоровье людей.

      В жизни я видел разное, в том числе необъяснимое с позиций сегодняшней науки. Еще больше видел непонятного. Один из умных римлян утверждал, что все мы любим давать советы, пока сами здоровы. Я не очень люблю давать советы, мне более нравится размышлять - в том числе и о том, как стать здоровым, то есть, чтобы максимально реализовать свой творческий потенциал, не теряя способности полно воспринимать жизнь.

 

ВНУШАЕМЫЕ  ЛЮДИ  И  НАРОДЫ

      Все люди более ли менее внушаемы, особенно дети и женщины. Усиливая внушаемость своих пациентов, психотерапевт делает их своими рабами. А с рабами можно творить все что угодно. Можно превратить их в своих телохранителей, в своих лакеев, в своих восторженных поклонниц, способных выцарапать глаза всякому, кто неодобрительно отзовется об их кумире.   

      Можно выдуривать из них, внушаемых, доверчивых, восторженных людей, деньги. Можно сделать их пешками в политической игре. Можно и многим другим использовать чрезмерную внушаемость людей. Этим обычно пользуются авантюристы и проходимцы — их среди психотерапевтов (как и среди представителей иных профессий) хватает. Как правило, врачи выталкивают таких преступников из своей среды.

      В идеале было бы замечательно, если бы все люди перестали быть внушаемыми. Тогда бы исчезли очень многие болезни (например, психосоматические). Тогда бы исчезло искусство, исчезло бы многое иное, что присуще человеческой цивилизации. И тогда бы исчезла психотерапия - во всяком случае суггестопсихотерапия.

     Но люди всегда, во все эпохи, во всех частях земного шара остаются внушаемыми со всеми вытекающими отсюда последствиями - и дурными, и хорошими. Поэтому еще долго будет жить вера в инопланетян, домовых, эстрадных гипнотезеров и прочие суеверия. Внешние проявления суеверий меняются - сущность же остается неизменной. В средние века люди  видели на небесах изображение Богоматери, видели, как из ее глаз текли слезы. Им и в самом деле казалось, что они видят и Богоматерь и уж тем более ее слезы.

       О чем думаешь , на что надеешься, о чем мечтаешь, то и выявится в галлюцинациях у людей некритичных, жаждущих чудес и примитивных объяснений. Это те самые люди, которые восторгаются индийскими мелодрамами, телецелителями, создают религиозные секты и пр. Многие врачи, пользующие интеллигенцию, презирают медиков, которые лечат эти массы, прежде именовавшиеся чернью, но это презрение хотя и объяснимо, но напрасно, ведь кто-то же должен лечить тех, кто не нравится аристократам духа. Безработными врачи никогда не будут, пациентов хватит всем.

       Не следует думать, будто врачи — это высокомерные хамы, лечат лишь тех, кто им мил. Но так устроен мир, что каждый выбирает то, что ему приятнее, и никакого нарушения в этом клятвы Гиппократа не вижу. Я, например, всегда избегал лечить проституток, воровок и прочий антисоциальный сброд, который любит щегольнуть своими капиталами и нанимать престижных медиков. Всегда избегал консультировать в бывшем IV Управлении Минздрава СССР, хотя там лекарств было много, а это привлекает врачей. Но, к сожалению, так устроен мир, что врач зависит от пациента.........................