Михаил Иванович БУЯНОВ

Обретение воли, или Как взрослеют люди и народы

 

На средства автора

 

Буянов М. И. Обретение воли, или Как взрослеют люди и народы. М. Российское общество медиков-литераторов, 1998. Стр. 132.

 

Популярно рассказывается о развитии (в том числе искаженном) детей, подростков, взрослых и всего общества. Приводится много примеров из истории, политики, медицинского опыта автора.

 

 

 

 

СОДЕРЖАН И Е

Вечный круговорот ............................................................................................................. 3

Всему свое время .............................................................................................................. 8

Этапы большого пути .........................................................................................................13

Не встречайтесь с кумирами ...........................................................................................15

Кривое зеркало психоанализа..........................................................................................19

У Фрейда в Вене................................................................................................................. 25

Возвращение истерии........................................................................................................ 30

Ах, какая астения................................................................................................................34

Существует ли чеченский синдром? ...............................................................................39

Бирюки ................................................................................................................................ 43

Отражения ........................................................................................................................... 50

Искажения ........................................................................................................................... 53

Противоречия...................................................................................................................... 59

Принцесса и психиатры ...................................................................................................... 64

Парадоксы ........................................................................................................................... 69

За что сожгли Савонаролу? .............................................................................................. 73

Болезнь французской маркизы ........................................................................................ 77

Пляска святого Вита или.................................................................................................... 84

Национальная идея ............................................................................................................. 90

Когда все обнажено ............................................................................................................ 94

Невыносимая передозировка ответственности ............................................................99

Угомонитесь, лжецы .........................................................................................................  104

Тоска по гармонии................................................................................................................109

Игра в жизнь ........................................................................................................................ 116

Зрелые в незрелом общества.......................................................................................... 119

Преодолевая перекосы..................................................................................................... 122

Обязательства перед жизнью........................................................................................... 128

 

 

Воля:                                                               

  1. Одно из свойств человеческой психики,

выражающееся в способности добиваться

осуществления поставленных перед собой целей,

осуществление стремлений.

  1. Желание, хотение, требование.

  2. Власть, право распоряжаться по своему усмотрению.

  3. Состояние, характеризующееся отсутствием стеснений, ограничений; свобода.

 

Словарь русского языка в четырех томах.

Том 1,М.,1985, с.209

  

ВЕЧНЫЙ КРУГОВОРОТ

       Как взрослеют люди, да и все человечество? Одним словом это не объяснишь, ибо взросление  -  процесс длительный, часто зигзагообразный, неравномерный. Взросление зависит от врожденных (включая наследственные)  качеств личности, воспитания, мозговых, физических и прочих особенностей. Однако какие бы неблагоприятные факторы не искривляли или не замедляли взросление, оно все равно в той иной иной степени произойдет, ведь такова воля природы, заложившей во все живое свой стереотип, свой механизм саморазвития, принципиально единый для всех живых существ.

   Каждый человек и, если шире, каждое живое существо развивается в сторону большей диффе-ренцированности, утонченности; все  новорожденные почти одинаковы, но по мере взросления люди становятся более непохожими друг на друга, в них все больше формируются индивидуальные различия. Что говорить о психике, если даже внешность становится иной: редкий взрослый может узнать себя не то что в новорожденном, но даже, например, в 7-9-летнем ребенке или в подростке.

      С годами, по мере своего развития человек становится более знающим, практичным, выносливым, ограничивающим себя, терпеливым, в нем нарастает воля: от упрямого ребенка с его криками и капризами к выдержанному, знающему цель, добивающемуся своего трудом, умением, хитростью - таков путь человека. И всего человечества.

       Быть взрослым - это самому отвечать за себя, не виня никого в собственных бедах, это не только желание, но и умение брать на себя ответственность за других (за себя - это само собой). Быть взрослым - это проявлять осмотрительность, когда неймется ринуться в драку, когда обида переполняет душу, когда готов убить подлеца. Быть взрослым - это не быть равнодушным, а быть мужественным и разумным. Быть взрослым нелегко, но иного выхода нет.

       У всех по-разному проявляется взрослость и не во всем одновременно: в чем-то может быть мудрым и терпеливым, в чем-то наивным и импульсивным, а в чем-то чуть ли не глупцом. То, что один посчитает за проницательность или хитрость, другой - за безрассудство: тут много субъективизма, ведь оценки не бывают безупречными, они отражают не только то, что оценивается, но и того, кто, оценивает.

       Мужчине 50 лет, пьяница, бабник, острослов, нахал: жена считала его большим ребенком, который жил в свое удовольствие. Умерла мать, которую он беззаветно любил. Несколько недель плакал,  пища не шла в рот, на душе кошки скребли. В память о матери бросил пить, гулять, стал примерным семьянином, за несколько недель повзрослел: что не сделала жизнь, то сделала смерть.

     Народ - это тот же человек, только дольше живущий, столетиями повторяющий все этапы, что проживает отдельный человек. И повторяет человеческие ошибки: войны, драки, неверные оценки, погоню за миражами, разочарования...

       Оценки, интересы, влечения, побуждения, поступки - все зависит от множества факторов в разном возрасте все неодинаково. В связи с этим хочу рассказать одну притчу, которая выглядит как анекдот.

       На берегу моря находятся лица мужского пола разного возраста. Напротив остров. Вдруг на нем мелькнули полуголые девушки. Увидев их, дошкольник сказал: «Я думал, что там моя мама, но потом понял, что ее там нет» - и продолжил игру. Мальчик лет 10 сокрушался: «Жаль, что они так далеко, а то бы я всунул им в купальники морские камушки» - и продолжил игру. Подросток покраснел, ушел в мир своих фантазий (видимо, эротических) и прекратил игру. Горячие юноши, ни слова не говоря, бросились в воду и поплыли на остров. Мужчина средних лет спокойно вымолвил: «Чего помчались к ним? Через час они сами бы к нам пришли». Старик сказал: «Зачем они тут нужны: их и так хорошо видно».

       Любой народ состоит и из детишек, и из подростков, и их молодых, и из старых - все они и образуют народ. Кто в нем возьмет верх? В годы революции - молодежь, а в эпоху разумной стабильности - люди средних лет, которым чуждо нетерпение и экстремизм. Впрочем, фанатики и дураки встречаются в любом возрасте, однако в среднем возрасте их все же явно меньше. Революция - дело молодых, прогресс же - тех, кто постарше, но конечно, не стариков, ибо с ними лишь застой - тот, что мы видели при Л.И. Брежневе, который индивидуально был очень неплохим человеком, но страна при нем загнивала.

       Как часто слышим: «Когда этот дядька был ребенком, был таким забавным, добрым, доверчивым, отзывчивым. А вырос - прямо-таки зверь: хмурый, скучный, по пустякам на всех бросается, куда доброта делась, куда мягкость испарилась? Правда, за свою доверчивость страдал: однажды мальчишки внушили ему, что если подложит на стул учительнице кнопку, то покажет себя настоящим мужчиной. Он и положил, дуралей. Чуть со школы не выгнали за такие проказы - их у него потом было много и все из-за доверчивости. Верил в домовых, привидения, гномов, при нем хоть сказки вообще не рассказывай: всякой ерунде доверял А сейчас сам кого хочешь обманет. Вот что годы с человеком делают - меняют до неузнаваемости».

       Если люди взрослеют то и человечество тоже может взрослеть, хотя оно и состоит из разных людей и народов. Удельный вес людей разного возраста в каждом народе примерно одинаков - с учетом, естественно, уровня развития цивилизации. В давние - и не такие уж - времена в любом народе преобладала молодежь, до 40-50 лет редко кто доживал. По мере развития медицины, техники, гигиены и других сфер продолжительность жизни неудержимо росла. Чем меньше войн, тем больше мужчины доживают до преклонных лет, если их, как в теперешней России, не губит алкоголь. Большинство так называемых цивилизованных стран также состоит из людей разного возраста, но с преобладанием лиц среднего возраста и стариков.

     В этом отношении показательна Швейцария. По территории она равна Московской области, проживает в ней около семи миллионов (то есть намного меньше, чем в Москве). Около семисот последних лет Швейцария не принимает участия в военных конфликтах. Природа страны сказочна, чистейший воздух, отличные молочные продукты (Швейцария - страна коров, они тут на каждом шагу). Казалось, живи сто лет, ведь ничто этому вроде не мешает. И не просто живи долго, а счастливо.

       И в самом деле: швейцарцы живут едва ли не дольше всех в Европе. Курят немногие, большинство смотрит на курящих с нескрываемым осуждением. Много времени проводят на природе, занимаются спортом. Короче говоря, берегут здоровье, выглядят солидными, спокойными, рассудительными.

    Однако с кем бы я не говорил как в немецкой Швейцарии, так и во французской, везде мои собеседники и собеседницы жаловались на скуку, разобщенность, неотрытость людей. В Люцерне я примерял в каком-то магазинчике кепочку. Услышав русский говор, подошла женщина и сказала: не покупайте ее, в магазине на соседей улице она стоит много дешевле. Эта женщина (москвичка, уже три года живет в Люцерне — вышла сюда замуж) не просто радовалась, получив возможность поговорить на родном языке. Для нее было главным то, что она могла кому-то выплеснуть то, что скопилось на сердце. Она жаловалась на нелюдимость швейцарцев, малую общительность, лишний раз не позвонят и уж тем более не встретятся, в гости вообще не ходят, встречаются лишь на работе и в кафе. «Мы, русские, как дети, по сравнению со швейцарцами....»

  

...искорежены и недоразвиты многие функции: парализованы обе руки и правая нога, периодически тело ходит ходуном, а лицо искажает чудовищная гримаса. Долгие годы у него не было вообще никакой речи, первые членораздельные звуки, сводимые в слоги и слова, он стал издавать только примерно с подросткового возраста. У врачей не было сомнений, что у Брауна имеется очень выраженное психическое недоразвитие. И вот тебе на: Кристи Браун написал две книги о своей жизни, писал их пальцами левой ноги — это ведь немногое, что у него было не парализовано.

       В ноябре-декабре 1990 года я находился во Франции. Я часто возвращаюсь к этой поездке, потом их было много, но эта первая и потому запомнилась на всю жизнь. Однажды я увидел название фильма «Моя левая нога» по автобиографическому произведению Брауна. И немедля пошел в кинотеатр. Оказалось, что Браун родился в 1932 году в семье каменотеса, у него были еще 21 брат и сестра, но восемь из них умерли, осталось всего 13 дете1. В 40-летнем возрасте Браун женился. Как сложилась его дальнейшая жизнь, не знаю. Возможно, он еще и сейчас жив.

       Он — одна из иллюстраций не только величайшего мужества и силы духа конкретного человека, но и тех достижений медицины и социальной жизни, которые были немыслимы в прежние времена. Ведь такие пациенты были обречены, а сейчас многие из них даже очень тяжелые, как Браун, выбиваются в люди, взрослеют интеллектуально, эмоционально, социально. Если уж Браун, то остальным совсем грешно не бороться за место под солнцем.

       Все ученые, изучавшие душу отдельного человека и социально-психологический климат в том или ином государстве, неизменно исходили из того, что людьми и народами управляет разум, они отсекали все иррациональное, не вписывающееся в разумность, о которой в основном мечтали, нежели замечали ее в конкретной жизни как людей, так и государств. К сожалению, люди хуже, чем о них думают оптимисты, разум не всесилен, не всегда он главенствует, не только им и даже не столько им управляется жизнь. Поэтому нужно научиться обуздывать иррациональность, которая то больше, то меньше определяет картину мира. Иррациональность хороша для искусства, но ужасна для повседневной жизни. Люди хотят жить комфортно, удовлетворять  свои желания, много путешествовать и все узнавать, это естественное  их право, которое не требует никаких доказательств и юридических обоснований. Однако на пути этого естественного права стоит иррациональность, которая путает все карты и периодически разъединяет народы, бросает их друг на друга, вызывает у них паранойю и злобу. Призывы к самоусовершенствованию отдельных людей не способствуют усовершенствованию всего человечества, тут помогает только горький опыт, многократно повторенный и тем самым влившийся в инстинкт самосохранения.