Произведения
Фото галерея
Общество медиков- литераторов (ОМЛ)
Общество друзей Александра Дюма (РОДАД)
Буяновские мамы
Путешествия и этнографические экспедиции
|
Михаил
Иванович Буянов
Аутизм
Книга
издана на средства автора
Буянов
М. И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов.
2001, с. 88
Первая в мировой литературе
научно-познавательная книга
для родителей и педагогов с современных позиций рассказывает о
разных сторонах многосложной проблемы аутизма у детей и
подростков. Особое внимание
уделяется комплексной коррекции разных видов аутизма.
СОДЕРЖАНИЕ
Встреча на
крокодиловой ферме.........................3
Чужие горизонты..........................................
7
Не в себе....................................................
12
Оттенки.......................................................
17
Подвиг
Шевалевых.......................................
22
В
себе..........................................................26
Как они себя
ведут.........................................29
Открытие в
1908 году...................................
.35
Все пошло от
Блейлера.................................
37
Если
появляется аутизм...............................
39
У кого какое
место.......................................
42
Синдром
Аспергера.................................44
Причины........................................................49
Больные и
здоровые................................53
Отшельники...................................................
58
Если блин
комом.............................................63
Дельфины. Но
не только.................................
70
Когда надо
отвыкать......................................74
Крики в "Серене".....................................78
Лечит ли
время?...........................................
81
Взгляд из
будущего
.......................................
85
..... транспорте и т.д. церебрастения обычно
вредит использованию психотропных лекарств, способствует появлению
нейролептических осложнений Значит, надо терпеливо освобождаться и
от церебрастении; в том отношении хороши ноотропы, церебролизин,
настои сухофруктов и другие воздействия. И, конечно, дозированный
режим занятий с чередованиями отдыха и работы. Таким ни в коем
случае нельзя перегреваться, ушибаться головой, слишком много
употреблять воды, необходим дневной непродолжительный сон. И
приучение к порядку: любой порядок, а аутичный тем более должен
воспитываться так, чтобы мог вписываться в человеческое сообщество с
его жесткой регламентацией. Если его не воспитывают, то он может
наделать много глупостей, стать хулиганом и творить любое иное, что
свойственно недолеченным инфантильным субъектам. Обычно такая
публика, достигнув юности, уходит в деструктивные секты
анархического толка - в религию, смиряющую любого, они предпочитают
не идти, а если и шли, то быстро разочаловались.
Участвуя в хулиганских действиях, нападая на
стражей порядка, такие субъекты получают по голове, церебрастения и
взрывчатость усиливаются, а от этого они становятся еще более
яростными и непримиримыми демонстрантами - получается замкнутый
круг.
КРИКИ В «СЕРЕНЕ»
В социальном отношении бывшие аутисты пребывают в
арьергарде, никто не достигает заметных постов. Основная масса
перемещается в дома инвалидов, причем часто не за счет слабости
психиатрии, а только из-за того, что в силу невежества, бедности и
равнодушия родителей толком не лечились. К тому не всякая мать
отдаст свою жизнь за приведение урода в Божеский вид, хочется и
самой пожить. А уж об отцах и говорить не приходится. Здорового
трудно воспитать, приходится многим жертвовать, а уж о психических
больных и говорить не стоит: любое существование с ними -великий
подвиг со стороны терпеливых родителей.
Роль психиатрии - если думать о внушении или
мышечных расслаблениях - тут условна, она точно такая же, как и при
воздействии на всех остальных детей, учитывая, однако, что аутисты
живут в своем обедненном, обезличенном мире и потому на них не
действует то, что действует на других детей, ведь нормальные дети
эмоциональны и потому до них можно достучаться, а аутисты по части
чувств очень бедны и причудливы, поэтому психотерапия (а она в
детском возрасте всегда чересчур эмоциональна) мало эффективна.
Аутистам нужно мужское воспитание, мужская
жесткость, а ее, как правило, не хватает, ибо 1) сами отцы тут часто
с большим приветом и 2) их нет - сбегают от трудностей.
Водные процедуры всем полезны, особенно аутичным
шизофреникам, только результаты достигаются не сразу. Вернее, сразу
получится отрицательный результат, если ребенка не лечить, медленно,
постепенно не приучать к воде. Имбецил и идиот лезет в воду от
бездумья, от недоразвития. Аутист же боится ее, обходит стороной,
страшится, как и всего нового, непривычного, помогающего установить
некие отношения с миром - на сей раз через воду. В некоторых случаях
при аутизме помогают стрессы, шоки - это называется
психострессопсихотерапия. Но помощь придет лишь тогда, когда все
делается своевременно, соразмерно, к месту и ко времени. Недалеко от
Хельсинки расположен аквапарк «Серена». Ничего в нем особенного нет,
таких много в мире. Когда я в нем был, там пребывало немного финнов
и очень много питерцев, для коих Финляндия - почти окраина
Петербурга. Сеанс пребывания в аквапарке длится четыре часа, за это
время люди привыкают к воде, к аттракционам и друг другу. В основном
там были матери с детьми. И я - самый старый из посетителей. Но я
еще больше, нежели те, кто помоложе, пробовал все аттракционы,
носился по всем водным процедурам, и, кажется не пропустил ничего.
Возле громадного джакузи волей- неволей обратил
внимание на ревущего мальчика лет пяти: он не хотел лезть в воду,
всячески упирался, когда мать его затаскивала в нее. Когда ей это
надоело, она, видно, оставить сына в покое - мол, не хочешь, тогда
посиди рядом, пока я побуду в воде. Но не тут-то было: ребенок сам
не хотел идти в воду и не давал это матери. Он визжал, хватал ее за
руки, тянул из воды, но все это делал, не глядя на нее, словно она и
не существовала. В конце концов он ее утянул куда-то и мы все,
находившиеся в джакузи, только обрадовались: уж больно противно
малец кричал на весь аквапарк. Да и выглядел он не симпатично. Его
крики не вызывали в нас отклика - как и вообще это бывает при РДА:
больном не сопереживаешь, на его плач не откликаешься, он раздажает,
но не вызывает сочувствия. Потому что это плач ненормальный,
нечеловеческий, недетский, словно от машины, а не от человека. Через
полчаса я увидел мальчика уже в другом месте, он опять тянул мать
неизвестно куда; как и прежде, у него был отсутствующий взгляд, ни
на кого не смотрел, ничем не интересовался. Видно, мать приволокла
этого аутиста, чтобы с помощью испуга и прочего стресса
спровоцировать речь. Словно прочитав мои мысли, мать сказала:
- Помогите мне затянуть его наверх, откуда
катятся в воду. Одна я не справлюсь.
Помог.Потом она сообщила, что лечит сына у одного
питерского психиатра, вскоре, правда, переселившегося на Запад. Тот
много рассказывает о причинах и механизмах аутизма, дает массу
трудновыполнимых советов, уповает на лечебную педагогику и
психологию, лекарств почти не назначает. В «Серену» привезла сына,
чтобы с помощью целенаправленного испуга спровоцировать речь. Если,
конечно, удастся. Сама до этого додумалась. Речи давно уже нет.
Ничего, кроме плача. По договоренности с матерью я схватил мальчика
и бросился с ним вниз. Он истошно вопил, ухватившись за меня двумя
руками, о матери же словно забыл, ее не замечал, хотя она катилась
рядом с ним. Когда мы докатились до конца, мальчик перестал кричать
и вдруг посмотрел на меня. Прямо в глаза. Но не долго: сразу же
отвел взгляд. Больше мы не виделись.
Я бы и не вспомнил эту историю, если бы однажды
эта женщина не позвонила:
- Сегодня сын среди полного молчания, неожиданно,
ни с того, ни с сего, вдруг спросил: «А где дядя из «Аквапарка»? И
показал на фотографию, на которой я засняла вас с ним. Потом опять
замолчал. Молчит уже много месяцев - как молчал и до своего
неожиданного вопроса о вас.Если ребенка с РДА оставить одного,
предоставить ему возможность делать, что желает, чем это
кончится?Ничем хорошим не кончится. Еще в недавние времена в Якутии,
например, и вообще на Дальнем Востоке таких детей заводили в тайгу:
пусть сами выкручиваются, глядишь стрессовая ситуация взбудоражит
их, вернет на землю, заставит одуматься, встряхнет инстинкт
самосохранения. Может, это подлечит таких.Не подлечивало - во всяком
случае, каких-либо цифровых данных нет. Поэтому ничего
положительного сказать тут нельзя.В 1930-40-е годы больных
шизофренией заводили в высокогорные аулы, предполагая, что
разряженный воздух и прочие необычные обстоятельства, встряхнут
аутистов - положительных результатов не было. Кроме, само собой,
совпадений.Неожиданно сбрасывать больных с моста, пугать их,
стрелять рядом с ушами и т.д. - все это уже было и не помогало.
Потому нечего идти в этом направлении, оно себя не оправдало.Не
оправдало и жесткое следование дрессуре - оно не лечит, хотя и
создает иллюзию улучшения поведения больных. Надежда только на
лекарства в сочетании, конечно, с водными процедурами, лечебной
педагогикой, требовательным перевоспитанием, напичкиванием
информации и т.д.
ЛЕЧИТ ЛИ ВРЕМЯ?
Кого-то лечит, кого-то нет, да и какое время:
месяц, год, пять? И какого человека: мужественного, легко
переключающегося, не склонного застревать на дурных переживаниях или
вялого, инертного, идущего на
поводу у других? Издревле известно, что неприятные переживания
детского возраста могут (но не обязаны!) дурно повлиять на
последующее развитие человека. Фрейдисты сделали из этого
предположения догму и везде и всегда ищут в качестве причины
психических отклонений конфликты с родителями в раннем детстве.У
кого не бывает конфликтов? Лишь у покойников? Без конфликтов жизнь
невозможна, стрессы закаливают живое существо, оживляя его, придают
бодрость, боевой настрой, мобилизуют, тренируют. Каждый детский
психиатр, изучающий жизнь человека в подлиннике, поработавший не
одно десятилетие, твердо скажет: да, детские конфликты влияют на
душу ребенка, но со временем их последствия проходят и к старости об
этих конфликтах никто уже и не вспоминает. Тем более что конфликты
конфликтам рознь, одни отражаются в психике, а другие быстро и
бесследно проходят. Один помнит всю жизнь ссоры с матерью, а другой
через пять минут забудет.Практицизм, здравый смысл, бодрость,
нежелание впадать в тоску и безделье - вот на чем зиждется народная
мудрость и она эта мудрость, и есть лучший способ профилактики
психических отклонений - в том числе морального помешательства, если
называть этим старинным термином нынешних психопатов, и шизофрении,
изящно именуемой аутизмом. Дело, как правило, в конституции души,
т.е. в ее самонастрое, самоконтроле, самокритике. Каждый знает свои
слабые места и все должен делать, чтобы они не пострадали,
чтобы не поддаться им, не пойти у них на поводу.
Люди слабы и импульсивны, они ведь вышли из
животного царства, а не из ангелов, обретающихся в небесах. Они не
могут быть непротиворечивыми о совершенны. Только сама жизнь, опыт,
приобретаемый с годами, совесть помогает становиться лучше, а такое
без каждодневной работы достичь невозможно. Не время лечит - лечат
только врачи. Время может помогать, а может и вредить.Поскольку
каннеровский аутист не знает, чем заняться (игры не интересуют,
телевизор очень не нравится, помогать матери не прельщает и пр.), то
он стереотипично бегает по помещению, всех раздражая однообразием
поведения и нарочитым бездельем. Глазной и обонятельный анализаторы
у таких пациентов бездействуют, им бы только слушать музыку как
сферу абстрактную, не требующую напряжения ума, зрения и общего
обоняния, не заставляющую напрягать другие органы чувств. Вот и
носится пациент по квартире с наушниками, не на чем не фиксируя
взгляд, но и не будучи поглощен музыкой: такой аутист вообще ничем
не поглощается. Это асперговский шизоид может часами быть занятым
разгадыванием какого-нибудь кроссворда или математической
головоломки, там нет снижения ума и речи, там само углубленность и
даже сверхценность в решении каких-то задач. При РДА ничего и близко
нет: отгороженность от мира полная, больной доволен этим,
воспринимает свое состояние как само собой разумеющееся и никак от
этого не страдает.
Что делать? Заставлять смотреть картинки,
телевизор и т.д. - этим постепенно включать в работу зрительный
анализатор. Нужно ли параклинически обследовать аутичных больных?
Нужно, как и всех пациентов, но не очень рьяно, ибо ничего
выдающегося на томографии, электроэнцефалограмме и прочих ныне
модных обследований у них не обнаруживается. Потому часто делать эти
обследования незачем - уж если один раз в три-четыре года. Если,
конечно, не появилась дополнительная нужда в них.
Итак, РДА - это иное название самой ранней
детской шизофрении, которая может протекать со слабо-умием, а может
и не протекать с ним. Тут следует отличать РДА от олигофрении в
степени имбецильности или идиотии, при которых имеются
парааутистические включения за счет недоразвития эмоциональной сферы
и отсутствия абстрактно-логических способностей. Нередко при РДА
имеется органический фон: церебрастения, неврозоподобные тики и т.д.
- такой фон может быть у кого угодно, в том числе и у лиц без
всякого аутизма. Лечат и болезнь, и фон, учитывая все многообразие
проявлений. Болезнь надо лечить с того момента, как обнаружили, и до
того, пока стойко не ликвидировались все признаки. Когда я увидел
этого мальчика, ему было три года. Речь распалась, навыки опрятности
тоже, что-то мычал, стереотипно носился по кабинету - в общем, был
типичный аутист.
Стали лечить. Лечим по сей день, хотя прошло уже
18 лет. Больной проглотил килограммы пантогама, аминолона,
глютаминовой кислоты и других ноотропов, кормящих мозг, принял литры
церебролизина, когитума, лидазы, массу психотропных препаратов. Мать
бросила работу и занималась только сыном - единственным. К счастью,
отец не ушел из семьи, хотя завел любовницу, но внешние приличия
соблюдает, семью обеспечивает. А как ребенок? Теперь он давно уже не
ребенок, мастер по ремонту компьютеров, зарабатывает больше отца -
чекиста по профессии. Учился индивидуально на дома, окончил среднюю
школу - с грехом пополам, но окончил. Пошел на компьютерные курсы.
Заодно кончил еще и танцевальные классы. Парень видный, ладный, но
малость чудноватый. Речь нормальная, никаких кататонических заскоков
нет. Симптоматика переменилась - это называется лекарственным и
возрастным патоморфозом: благодаря лечению исчезла кататония и
дефектное состояние, но появились неприятные ощущения в разных
частях тела (это называется сенестопатиями, т.е. разновидностью
соматических галлюцинаций, о которых писал К.Шнайдер), временами
кажется, что жизнь идет без толку, что надо больше заниматься
спортом, дабы стать поэнергичнее и веселее. Нашел себе любовницу, в
половом отношении все хорошо. Продолжает лечиться.
Уже по поводу сенестопатий и некоторых других
расстройств первых трех уровней, о которых я уже рассказывал. А
начинал с последнего и предпоследнего уровня.Таких больных у меня
около трех десятков: все начинали примерно одинаково, а сейчас стали
вполне приличными людьми. Сюда не включены те, кто давно уже
выздоровели и я о них забыл: помню обычно тяжелых пациентов, а тех,
где лечение проходило легко, забываешь быстро. В случаях, когда
больной полностью или почти полностью выздоровел, я всегда добрым
словом вспоминаю матерей - страдалиц, уж им-то досталось по первое
число, но они все выдержали, не бросили ребенка, вылечили его. Честь
им и слава! Без них от нас, медиков, толку как от козла молока. Без
них мы только научные работники, что-то конструктирующие, но никому
не помогающие.
О лекарствах, дозах, комбинациях распространяться
не буду: лекарства быстро устаревают, дозы и комбинации всегда
строго индивидуальны... Дать советы на все случаи невозможно, да и
незачем. К тому же всякая книга - это ведь еще и реклама. Я же могу
рекламировать лишь психопатологию, могу рекламировать лишь
психиатрию, ибо без этой сферы знаний помочь таким пациентам
невозможно. Никакие психологи, учителя и т.д. Ничего тут не решают
без контакта с врачами. А многие, к сожалению, этого не знают. Или
не понятно отчего избегают. Моя книга не о лекарствах, а о детской
психиатрии. Чтобы ее лучше знали и понимали. И чтобы не тратили
время на пустые хлопоты, а лечили, лечили, лечили. Лечат же врачи -
не экстрасенсы, не знахари, не иглорефлексотерапевты, не костоправы,
а только психиатры. Среди последних подлецов и вымогателей тоже
хватает. Ведь нет ничего проще и безнаказанней, нежели объявить
родителям, что болезнь тяжела, не лечится и с врача взятки гладки.
Многие так и делают, а потом, когда родители
прозреют, у них появляется чувство вины за то, что вовремя не стали
лечить, доверились трусливому ремесленнику-медику, который более
всего занят тем, чтобы не забивать свою голову размышлениями и
поисками новых путей. Дабы снять с себя ответственность, такие
горе-лекари (правда, к ним следует добавить и армию психоаналитиков)
все сваливают на семью: мол, сами виноваты, что зачали и родили
уродов, что из-за гипотетических проблем между матерью и отцом и
появится на свет аутист. Некоторые родители прислушиваются к таким
объяснениям, у них развивается чувство вины, корят себя за то, что
якобы только заболевшему. Поскольку помощи раньше не было, то все
сводилось к жертвенности всей семьи по отношению к маленькому
пациенту. В конечном счете, быстро вся семья впадала в депрессию,
начинались конфликты, большей частью отцы покидали детей, ибо кто же
в здравом уме и твердой памяти будет посвящать себя только
поддержанию жизнедеятельности урода. А когда семья распалась, тогда
все заботы ложились только на мать, обреченную не работать, а потому
и жить бедно, то положение ребенка ухудшалось. Дело ведь не только в
том, чтобы его накормить и помыть, а и в том, чтобы с ним
заниматься, учить правилам общежития, дрессировать его. К тому же
тогда не было лекарств.
Но и в наши дни мало что изменилось: лекарства
используются редко, отцы уходят, матери влачат ужасное состояние,
полностью посвятив себя инвалиду. Большинству матерей вскоре
приходится лечиться, но уже от депрессии и неврозов. Как же надо
подходить к таким детям? 1)лечить, 2) жить полноценной жизнью, 3)
обучать. При невозможности всего этого определять ребенка в детский
дом. Надо думать о здоровых полноценных новых детях, которым потом
будет невмоготу сосуществовать с инвалидом. Чувство вины должно быть
ведено к минимуму, надо жить настоящим и будущим, а не копаться
постоянно в своих генах и переживаниях. Родители должны помогать
друг другу, объединяться, создавать группы поддержки - иначе им не
выжить. И лечить. Столько, сколько понадобится. Даже десятилетиями.
Чтобы РДА и прочие душевные расстройства быстрее
и лучше обнаруживались, диагностировалить и лечились, родители
должны быть просвещены. К сожалению, тут прогресса практически нет,
большинство пребывает в своеобразном Средневековье, отгородившись от
успехов цивилизации. Они не хотят ничего знать, пропаганда прав
человека сводится ими к праву оставаться невежественными и
самоуспокоенными, освобожденными от обязанностей, присущих
цивилизованному человеку. Абсолютизируя права человека, фанатики с
пеной у рта защищают право преступника грабить, растлителя -
заниматься педофилией, лжеца - обманывать людей, но отрицают право
жертвы защищаться, обманутого - наказывать обманщика, право знать,
что из себя на самом деле представляют психические болезни и как с
ними бороться. Когда был в Китае, я интересовался о причинах
конфликта многих тибетцев с центральными властями. Мне отвечали, что
большинство тибетцев привыкли жить в средневековых условиях, они и
сейчас против телефонов, телевизоров, железных дорог и т.д. - и все
под предлогом сохранения своей самобытности, т.е. ради неизменности
суеверий, примитивной промышленности, отсутствия современного
здравоохранения.Эти любители старины очень похожи на пациентов с РДА,
приверженных консерватизму. Больной и отсталый больше всего боится
перемен, держится за старину любой ценой, никакие доводы разума его
не останавливают.
Что должны делать здоровые и здравые? Терпеливо,
а иногда и требовательно приспосабливать невежд к цивилизации, даже
если те будут упираться. К отсталым слоям человечества следует
относиться также, как относятся в больным с РДА - дрессировать и
насильно переучивать, другого, к сожалению, нет. Посжигали себя
десятки тысяч староверов, когда Петр I захотел их сделать
поцивилизованней, утрата для человечества была небольшой, но Россия
все же втянулась в европейскую жизнь.
Аутисты против изменений в сторону нормы. Если
идти у них на поводу, то все надо оставить, как есть, пусть остаются
больными. Это в корне противоречит медицине, которая вся есть
результат и одновременно механизм перемен; если прогресса нет, то
психиатрия уходит в сферу суеверий, прекращая свое развитие, такое
же происходит при РДА.
|