Произведения
Фото галерея
Общество медиков- литераторов (ОМЛ)
Общество друзей Александра Дюма (РОДАД)
Буяновские мамы
Путешествия и этнографические экспедиции
|
SBN
5-899456-003-2
М И Х А И Л И В А Н О В И Ч Б У
Я Н О В
А У Т И С Т Ы
издается на средства автора
Буянов М.И. АУТИСТЫ, М.: Издательство
Российского общества медиков-литераторов, 2005, с. 176
Книга продолжает многочисленные публикации
автора (в первую очередь «Аутизм»,2001), посвящённые разным сторонам
раннего детского аутизма и вообще шизофрении. Приводится много
наблюдений и выводов. Как и все книги автора, и эта обращена к
массовому читателю, хотя в ней много новых подходов, взглядов,
определений.
© Михаил Иванович Буянов,
2005
___________________________________________________
Сдано в набор 16.10.2005 г. Подписано в печать
25.10.2005 г. Заказ 126 Формат 62 х 84 1\16. Бумага
офсетная. Усл.-изд. листов 11.
Тираж 1 тыс.
___________________________________________________
Издательство Российского общества
медиков-литераторов
Лицензия ЛР № 030857 от
14.10.1998 г.
115280, Москва, Второй Автозаводской проезд, 4\5, Медицинский центр,
телефоны 675-45-67, 158-13-28
___________________________________________________
Набрано и отпечатано в ООО ИКП «Формат»,
Москва, Ленинградское шоссе, дом 18
Дорогой Михаил Иванович!
Недавно узнала, что у Вас юбилей – 65
лет. Посылаю это поздравление на издательство – надеюсь, дойдёт.
Желаю всего самого лучшего: это расшифровывается по-разному, но Вы
понимаете, что Вы для нас Бог - Вы вылечили сына. Теперь он кандидат
юридических наук, работает не последним человеком в силовых
структурах. В 1974 году, когда я впервые привела его, он стереотипно
носился по помещению, хрюкал, бился головой об пол, мог часами
прыгать на одном месте, размахивая руками, как птица, собирающаяся в
полёт и т.д. В общем, горю нашему не было предела. Вы сказали, что
это шизофрения, что опоздали с началом лечения на три года (мальчику
было около шести); что если не лечить, то скоро уйдёт в дом
инвалидов, а если лечить, то шанс имеется, хотя и не стопроцентный.
Мы с трудом доставали лекарства (тогда с
ними было плохо, а многих вообще ещё не существовало), но поставили
мальчика на ноги: ни разу не стационировали, инвалидности не было,
даже в армию пошёл, там никто ничего не заподозрил.
Наша семья признательна Вам не только за
лечение сына, но и за то, что не покинули Россию, что остались с
народом – пусть слабым, часто нехорошим, но нашим. И спасибо за то,
что в своих книгах ругаете нас – чтобы стали лучше. Исполнять свой
долг, да ещё в тяжёлых условиях, трудно, но Вы умеете это. Потому мы
восхищаемся Вами.
С уважением,
Ивановы
СОДЕРЖАНИЕ
Ускользающая жизнь……………………….. |
стр.3 |
Митина любовь……………………………... |
стр.8 |
Бытие без вопросов………………………… |
стр.15 |
Штрихи к портретам……………………….. |
стр.19 |
Без душевной стойкости…………………… |
стр.24 |
Ниоткуда и никуда…………………………. |
стр.28 |
Свобода стать сумасшедшим……………… |
стр.32 |
Забытые запахи…………………………….. |
стр.37 |
Жажда первенства…………………………. |
стр.41 |
Неподвижные души……………………….. |
стр.44 |
Как
учили!...................................................... |
стр.49 |
Нуль…………………………………………. |
стр.51 |
Без завтра…………………………………… |
стр.56 |
Отделение…………………………………… |
стр.61 |
Сталин……………………………………….. |
стр.63 |
Люди как люди……………………………… |
стр.68 |
Страх потеряли……………………………… |
стр.72 |
У них нет секса……………………………… |
стр.76 |
Что не
так?....................................................... |
стр.80 |
Женщины и Дюма…………………………… |
стр.83 |
Не Фрейд, а Адлер………………………….. |
стр.87 |
Отказавшись от жизни……………………… |
стр.92 |
Шизофрения и наркотики………………….. |
стр.94 |
Вездесущие сионисты……………………… |
стр.98 |
Mundus vult decipi…………………………… |
стр.101 |
Когда не все дома…………………………… |
стр.106 |
Дети-тираны………………………………… |
стр.112 |
Религия и шизофрения……………………… |
стр.118 |
Я – это не ты………………………………… |
стр.122 |
Вырождение………………………………… |
стр.125 |
Горе затмило всё…………………………… |
стр.131 |
Наблюдения………………………………… |
стр.135 |
Повреждённый ум…………………………. |
стр.140 |
Письма без ответа………………………….. |
стр.142 |
Целитель……………………………………. |
стр.145 |
Под душем…………………………………. |
стр.151 |
По дороге воскрешения……………………. |
стр.155 |
О патопедагогике…………………………… |
стр.158 |
Осколки……………………………………… |
стр.161 |
В либеральной России дети это изгои.
Особенно больные………………………….. |
стр.164 |
Несдавшийся разум…………………………. |
стр.169 |
КНИГИ МИХАИЛА БУЯНОВА…………… |
стр.174 |
АУТИСТЫ
Чего мы достигли, так и должны
мыслить и вести
себя.
Фил.3:16
УСКОЛЬЗАЮЩАЯ ЖИЗНЬ
Каждому живому существу присуще стремление к
общению с себе подобными; даже такие индивидуалисты и одинокие
охотники как медведи и тигры, и то тянутся к своим, заботятся о
детенышах, чувствуют себя спокойнее, когда рядом представители
своего вида.
У людей это свойство заметно куда сильнее, нежели
у предшественников по эволюции: для человека общение это такая
радость, такое блаженство, такое взаимопознание, такой замечательный
способ показать свои чувства, что без этого человек – не человек.
А если способность общаться отсутствует или
снижена – что это такое? Это патология – часто очень грубая и даже
неизлечимая, это аномалия биологическая, приводящая к заметным
социальным последствиям. Когда нет потребности в общении, то зачем
речь, зачем учиться, познавать мир, самоусовершенствоваться? Такие
неспособны жить без опеки, ибо у них отсутствует умение находить
свое место в реальности, лавировать, сохранять и развивать себя.
И, само собой, что если нет потребности в
общении, то нет потребности в размножении: у таких потомства не
бывает, а если иногда и случается, то оно нередко уродливо и потому
ложится тяжким бременем на государство.
Индустриально-развитые страны в основном
вырождаются: плодовитость падает, психологическая потребность в
потомстве исчезает, женщины не хотят рожать не от бедности, а от
нежелания – иметь меньше детей дает больше возможностей для
удовольствий. Особенно это заметно в буржуазной России, в которой
ежегодно население уменьшается примерно на один миллион – не оттого,
что у нас сплошные сумасшедшие, а потому что все государство сошло с
ума в своей ненависти к собственному населению.
Отсутствие или снижение способности к общению
называется аутизмом. Раньше считалось, что аутизм это в основном
уход в себя: мол, в глубине души аутисты живут богатой жизнью,
тонко чувствуют, просто они ловко скрывают свои переживания и мысли.
Такое, конечно, встречается, всякое под Солнцем
может случиться, но чаще все совсем иначе: при аутизме не обилие
скрытых от посторонних глаз чувствований и размышлений, а отсутствие
их или резкое снижение, душа таких пуста, а не заполнена
человеческим.
В 2001 году вышла моя книга «Аутизм», она часто
допечатывалась, ее тираж достиг 90 тыс. Отрывки из нее публиковались
в разных газетах и журналах, упоминались на радио - к этому я не
имел касательства и узнавал об этом случайно: мое дело лечить, да
писать, а не заниматься рекламой и самовосхвалением.
Позже вышло много моих книг, практически все они
продолжали и дополняли «Аутизм», но не повторяли его. Тоже самое
можно сказать и об «Аутистах» - это самостоятельное произведение, но
чтобы полнее, объемнее, больше вникнуть в него, не просто
желательно, а необходимо ознакомиться с моими книгами, появившимися
до и после «Аутизма».
Слово брак имеет в русском языке два смысла:
свадьба и дефект. Аутизм - дефект, явный брак, почти всегда с далеко
идущими последствиями; об этом книга «Брак», продолжающая начатые в
«Аутизме» некоторые линии. В других книгах развиваются другие темы.
В «Браке» впервые в России приводятся все указы и
законы о льготах для душевнобольных – необязательно аутизмом.
Как и все мои книги, «Аутисты» - творение личное,
автобиографическое, оно на стыке психиатрии, политики, истории,
географии и т.д. – оно вообще о жизни, часто изуродованной и
нелепой, ибо болезнь это всегда несчастье. Действие моих книг
происходит в разных странах – тех, куда заносит меня судьба, но где
бы ни был, я всегда думаю об истерзанной собственным народом России,
о капиталистическом рабстве, в которое наш народ сам себя загнал, о
том, что рано или поздно нынешний режим изменится до неузнаваемости
или будет сметен Революцией – самом моральном, хотя и жестоком
способе разрешения социальных конфликтов и преодоления вопиющей
несправедливости.
Мир, например, наполнен мелодиями, звуки разные,
у каждого свои поклонники. Ясно, что люди здоровые, активные,
неуставшие, эмоциональные, рвущиеся в будущее, не растратившие
энергию любят такую же музыку – бодрую, устремленную вперед, чтобы
двигаться, а не стоять, помогающую быть людьми и делать общее дело,
как «Марсельеза» или «Интернационал».
В русском языке великое множество слов, имеющих
несколько смыслов. Вот, скажем, подвиг; это и 1) геройство, и 2)
каждодневный труд, и 3) подвижничество, т.е. ограничение себя,
сознательное смирение, некое отрешение от житейской суеты, и 4)
вообще движение, подвигаться, что-то куда-то двинуть, не стоять на
месте.
Когда человек необеднен энергией, ему хочется
перемещаться, не стоять на месте – и в познавательном отношении, и в
эмоциональном, и в накладывании собственного отпечатка на любые
процессы. Ну а если он душевно болен, то этого разнообразного
движения не будет вообще или оно будет искривлено, снижено либо
карикатурно заострено.
Музыка помогает движению. Если же человек застыл
в неподвижности, душевно замолк, отключился от жизни, то и ею его не
проймешь.
Многие композиторы создавали произведения,
подымавшие слушателей, будившие волю и целеустремленность, хотя
формальным поводом могли быть совершенно нейтральные темы. В
частности, в 1937 году мюнхенский композитор Карл Орф (1895-1982)
создал сценическую кантату «Кармина Бурана», формально она о
веселии, винопитии, движении, совокуплениях, но ее темп, мощь,
внутренняя сила совсем иного плана – это музыка о величии воли и
жажде жизни.
Я вспомнил Орфа вот почему: однажды попросил
тяжелого аутиста - подростка послушать эту музыку, он сразу же встал
в позу, закрыл уши, сказал, что эта музыка вызовет у него обострение
– аутисты не любят ничего бодрого, уверенного, ясного.
В «Ленинградской симфонии» (симфония № 7)
сквозная мелодия, как уверял сам Д. Шостакович, - марш гитлеровцев,
идущих на Ленинград. Ясное дело, что все, что одобряет фашизм, мне
противно, я его враг, но вот что заметил: оставшись один, я нередко
напевал эту мелодию. Правда, старался, чтобы никто этого не
обнаружил. Мелодия мне нравилась, я забывал, что композитор относил
ее к врагам моей Родины. Я думаю, что пройдет много десятилетий,
люди забудут о чем эта мелодия, она всегда будет завораживать своей
бодростью, неутолимостью, неукротимостью, силой. Время, когда она
считалась символом нацизма, кончится, как ускользает любое время.
Аутизм – сборное понятие, тут и больные, и
полубольные, и полуздоровые, и просто чудаки да дураки. Обо всех
говорить не хочу – о них можно прочитать в других моих книгах.
Остановлюсь в основном на самых тяжелых.
На обложке «Аутистов» приводятся отрывки из
письма одной матери. Этого больного я забыл, не могу вспомнить, но
коли мать пишет, то, стало быть, все было примерно так, как она
говорит. Письмо это показательно – таких у меня немало. Эти
напоминания о прошлом, о далеких временах, об ушедшем указывают на
то, что многие больные, тогда страдавшие тяжкими расстройствами,
вылечиваются – если лечить, не терять терпения, не валять дурака, не
надеяться на чудеса. Много раз я убеждался, что основная масса
неизлечимых не столько те, у кого болезнь тяжелая, сколько те, кто
поздно обратился к врачу или вообще не лечился. Если бы от меня
зависело, я всех женщин, собиравшихся рожать, просвещал по части
возможных отклонений у детей – не для того, чтобы портить нервы
будущим матерям, а чтобы они своевременно обращались к специалистам.
Знахари, астрологи, колдуны, ясновидцы, целители, экстрасенсы и
прочая полуграмотная шпана – злейшие враги просвещения и уж тем
более лечения, мы их всех ненавидим, особенно психиатры. Мы
мучаемся, видя, как ничтожен народ, ушедший в плен к этим
мошенникам, но другого народа нет и не будет. Потому и пишем, хотя
видим, что невежество, глупость, бездумие, подлость так сильны, что
как бы ни развивалась медицина, она все равно не сможет полностью
преодолеть эти пороки.
В разном возрасте суждения мужчин о женщинах,
женщин о мужчинах, психиатров о шизофрениках, шизофреников о
психиатрах, и так во всем, меняются – и неоднократно, иногда до
неузнаваемости. И мои взгляды на аутизм тоже не стояли на месте – не
только по мере развития знаний об этой болезни, но главным образом
по мере осмысления собственного общения с этими пациентами.
Сам по себе уход в себя, полное или частичное
отключение от реальности, что и называется аутизмом, не является
самостоятельной болезнью, а всего лишь более или менее важный,
более или менее очерченный признак разных психоневрологических
отклонений, чуть ли не всех встречающихся в деятельности психиатра,
от очень грубых до малозаметных. Аутизм бывает при: 1) шизофрении в
любом возрасте, в том числе в раннем детском и тогда называется
ранним детским аутизмом (РДА); 2) депрессии разного содержания,
когда из-за сильной тоски, отчаяния, неверия в будущее не до
общения; 3) разных формах слабоумия из-за невыработки механизмов
общения и недоразвития абстрактно–логического мышления; при
шизофрении нет любопытства к жизни, интереса к людям и т.д. –
оттого и не тянутся к общению; при де-прессии не до общения; при
слабоумии общаться хочется, но слабоумный не знает и не может
понять, как это делать; 4) неврозах и патохарактерологических
реакциях, т. е. у полубольных-полуздоровых (по сравнению, конечно,
с тяжелыми шизофрениками, а не здоровыми): тут не общаются либо
общаются редко да избирательно из-за страха, застенчивости,
пугливости, назло и т.д.
Эти четыре главные группы нарушений, имеющие
разные причины, механизмы, исходы.
В основном я буду говорить об РДА – болезни,
смыкающейся со слабоумием, ибо у большинства лиц с РДА есть те или
иные признаки интеллектуального и речевого недоразвития.
РДА имеет три главных происхождения: в одних
случаях поражается сфера общения внутриутробно, в родах либо чуть
позже; в других – до 1-2 лет ребенок развивается более или менее
ничего, но потом произошел слом, катастрофа, откат, разрушение,
искажение, исчезновение достигнутого; в третьих случаях можно
выделить оба эти механизма.
Первый вариант я называю дизонтогенетическим,
второй – деструктивным, третий дизонтогенетически-дектруктивным,
помня, что провести такое четное разграничение не всегда возможно.
Ребенку не было еще четырех месяцев, как мать
заметила, что мальчик не просится на руки, не прижимается к ней, не
тянется, ручками не хочет схватить мать за нос, уши, губы: словно
неживой, словно манекен, словно пластмассовая игрушка. Рефлексы
были, но какие-то неживые, слаборазвитые. Мальчик часами лежал в
моче и кале и никак не реагировал на это. И ни на кого не смотрел.
От рождения.
Так и рос: чудной, странный, какой-то
потусторонний. Речи не было, потребности в контактах тем более.
В 4 года впервые показали психиатру, тот поставил
детскую шизофрению и посоветовал сдать мальчика в дом инвалидов:
лечить поздно, в медицине гарантий не бывает, лечение длительное,
годами требует много денег и сил, лучше нового родите - только от
нормального мужа, немалохольного.
Сдала. Потом родила девочку – нормальную. Чем
лучше она развивалась, тем чаще мать вспоминала сына. Стала пить –
считала, что из-за угрызений совести. Однажды накричала на дочь (в
пьяном виде), у той пошли страхи, тики, недержание кала, из-за этого
и пришла ко мне. Поговорили о многом – в том числе и о мальчике. Как
сложилась его судьба, неизвестно.
Встречается ли у животных, в том числе у
человекообразных обезьян, РДА? Психиатры имеют дело с людьми,
потому на сей вопрос могут ответить лишь зоопсихологи, однако они
ничего путного об этом не пишут: похоже, не разбираются в проблеме.
Странствуя по миру, я везде интересовался этим
вопросом, спрашивал у зоологов и главным образом у местных жителей.
Когда им растолковывали что имел в виду, они единодушно отвечали
отрицательно. Правда, на Борнео и в Зимбабве мне говорили, что
маленькие обезьянки, лишившись матерей, иногда ведут себя
отгорожено, ибо убрали защиту. Но это бывает недолго и нечасто, это
психологически...
Свобода – это освобождение от страха, считают
либералы, но не уточняют от какого страха, ведь вообще страха не
существует, он всегда конкретен. У аутиста страхов нет, ибо нет
эмоциональной психики.
В 1965 году я путешествовал по северной Карелии.
Недалеко от Кеми пришлось заночевать у местной крестьянки. Было ей
много лет, она часто ворчала и постоянно повторяла: «Страх потеряли,
до чего дошли, совести совсем нет». Про кого она так говорила, уже
забыл.
Прощаясь, осенила меня крестным знамением,
попросила Бога, чтобы он помог, потом сказала:
- Имей, сынок, всегда совесть. Потеряешь – не
найдешь, в магазине не купишь. Человек должен иметь страх - и
ребенок, и старик, и ученый, и невежда.
- Страх перед кем?
- Перед собой. Что сделаешь что-то нехорошее,
обидишь кого-то, пройдешь мимо, помощь не окажешь, о
добросовестности забудешь.
- А вы здесь давно?
- С кировских времен. Натерпелась и насмотрелась
столько, что врагу не пожелаю. И поняла, что если забудем о страхе,
то опустимся ниже реки.
Верно сказала та женщина: каждый должен бояться,
что сделает что-то не в полную силу. В том числе если будет
халтурить, плохо лечить, не выкладываться, не искать новое.
Страх это не только страх в узком смысле – это
еще и стыд, еще и долг, еще и наше активное отношение к своей и
чужой жизни.
А у аутиста такого страха нет: разрушила его
болезнь.
У НИХ НЕТ СЕКСА
Как я уже неоднократно подчеркивал, один из
главных признаков РДА тот, что больному безразличен окружающий мир,
он живет вне его. Ему абсолютно все равно и то, как окружение
реагирует на него самого: он никого не замечает и ему все равно
замечают ли его. Этим он противоположен другой душевной патологии -
истерической конституции, разные ступени которой обнаруживаются у
истерических психопатов и поменьше у лиц с отдельными истерическими
чертами.
Выделяться из себе подобных, обращать на себя
внимание, привлекать к себе – обязательное свойство всех животных,
особенно самок: без такой способности не притянешь того самца, от
которого может произойти наиболее жизнеспособное потомство –
затаенная мечта любой самки. Короче говоря, в основе стремления
выделиться лежит половой инстинкт. В том числе, естественно, и у
людей. Если все это в меру, то говорят о хорошем биологическом
фундаменте.
А что такое мера? В разных социальных слоях и
профессиях она разная. Медики, педагоги, музейные работники обычно
скромны, не лезут на телеэкраны. Самые незаметные, им выделяться
опасно для жизни – профессиональные разведчики, среди них истерики
не встречаются. Больше же всего этой публики в творческих
профессиях, ведь шоу-бизнес и актерство основаны на окарикатуривании
истерии: туда идут лица с истерическим характером, те, у кого он не
очень выражен, но коли попали в эту среду, начинают вести себя как
истерики и вскоре сами становятся такими. Обучение актерскому
мастерству это сознательное культивирование истерического поведения,
без которого тебя не заметят и ты не станешь актрисой (это черта
женская, у женщин чаще и встречается).
Все аутисты – антиистерики, но и антинормальны:
их не привлекает природа, они не радуются весне и не грустят о
желтых листьях в октябре, их не волнует походка женщин и не трогает
что кто-то победил в каких-то соревнованиях; они не станут грезить о
несбыточном, стихи Есенина или Пушкина проходят мимо, ты не
встретишь их в концертном зале или в театре, ибо чужая душа их не
интересует. Ничто их не задевает, ничто им не мило – так
сформировалась их биологическая конституция, ибо психика тоже
биология, вне биологии она невозможна.
До 9-10 лет ребенок не имеет выраженных половых
признаков, хотя с раннего детства его растят как будущего мужчину
или как будущую женщину – тут социальное опережает биологическое. С
9-10 лет постепенно включаются половые гормоны и уже в подростковом
возрасте (13-16 лет) ребенок исчезает, появляется мужчина или
женщина; любой третий вариант это уродство, требующее помощи врача.
Как влияет просыпающаяся сексуальность на аутизм?
Половые гормоны всегда усиливают вкус к жизни – может, они подавляют
и шизофрению? Иногда помогают, иногда вредят, иногда изменяют
картину болезни в худшую или лучшую сторону – всякое бывает. Если
лечить с ранних лет, то гормональные изменения лишь способствуют
выправлению психики.
Но даже если дела пошли на лад, то все равно
сексуальность таких пациентов (уже бывших) в основном тусклая и
невыразительная.
Было бы очень интересно выяснить, что снится
аутистам, но как это сделать, я не представляю: аутист никого не
пускает к себе в душу, он закрыт, за его душевными дверьми не яркая
комната с разнообразными героями, а пустота, ничего аутист о себе
рассказать не может, ибо не хочет, а о сновидениях тем более.
Считается, что сны мужчин, в том числе мальчиков, полны агрессии,
перемещений, активных действий и устремлений вперед, особенно в
будущее, а сны женщин, включая девочек, более приземленные,
малоподвижные, полные тревог, неуверенности, мечтаний о приятном
ничегонеделании. С 13-14 лет сновидения мужчин переполняются
совокуплениями и женщинами с пышными округлостями, сны же девушек
полны поцелуев, дотрагиваний, облизываний и грез о неподвижном
слиянии разнополых тел; особенно много в сновидениях женщин
артистов, сладких звуков и пастельных тонов. А как у аутистов? Если
бы кто-то знал.
Какова половая жизнь аутистов? У вылеченных она
более или менее нормальная, у больных пониженная или вообще
отсутствует; полноценная половая жизнь – признак здоровья: сколько
здоровья, столько и хорошей половой жизни, т.е. насыщенной, с
оргазмом, в интервалах полной влечений к противоположному полу, с
игрой сексуальных фантазий. До 45-50 лет мужчина должен любить любую
женщину, способную шевелиться.
Фантазии и воображение – величайшее достижение
эволюции, воображение встречается лишь у людей, оно создает
искусство, литера-туру, архитектуру, многое другое; в основе
воображения – сексу-альные мотивы. Без усложнения воображений от
сексуальных к творческим не было бы цивилизации, а уж культуры тем
более.
Понижается ли у аутистов выработка половых
гормонов; может, это первопричина или механизм развития равнодушия к
жизни? Статистики нет, ничего сказать не могу, сравнительных
исследований о выработке гормонов у шизофреников и здоровых не
видел. А если они и встречаются, то надо еще определить, что
причина, а что следствие, т.е. не понижается ли выработка половых
гормонов вследствие шизофрении или малая выработка половых веществ
приводит к шизофрении, особенно к каким-то определенным ее формам –
таким, как аутизм.
Если у шизофреника в голове каша и туман, то не
превращаются ли некоторые их них в извращенцев, педофилов и пр.?
Статистики нет, потому не знаю. Сам я такое превращение не встречал
ни разу и считаю, что оно хотя в принципе и возможно, но в
реальности маловероятно и по простой причине: у аутистов снижены
влечения и подавлены, они безэмоциональны, а половая жизнь, включая
извращенную, невозможна без эмоций. Извращения – привилегия
психопатов, людей с органическим поражением головного мозга и так
называемых здоровых, но не шизофреников. Те в лучшем случае
удовлетворяются онанизмом. Не помню, чтобы какая-то
психолого-психиатрическая экспертиза признала педофила или гомика
аутистом.
Кто рождается от аутистов? Никто: к счастью, у
них настолько снижено половое влечение, что они не способны кого-то
оплодотворить. В этом смысле природа поступает очень рационально:
уроды не должны плодить уродов. Да и цивилизация обязана все делать
в этом же направлении. Правда, тут она неминуемо вступает в конфликт
с либерализмом, славящимся своим безмерным гуманизмом, и с врачами –
все-таки мы за жизнь, а не за смерть и потому боремся не за всеобщую
стерилизацию уродов, а за то, чтобы уродов излечивать, превращать в
нормальных; по пути же от болезни к условному здоровью бывшие уроды,
еще не до конца излеченные, могут плодить не очень здоровых, а эти
наверняка потом произведут на свет еще более тяжелых.
Это в отношении мужчин - с женщинами же
значительно сложнее, ведь даже очень больная, лишенная малейших
признаков полового влечения, может забеременеть, ибо в половом акте
женщина играет пассивную роль, это мужику нужно иметь влечение,
эрекцию, смелость, находчивость, чтобы совокупиться, а женщине
ничего этого не надо, особенно сумасшедшей: раздвинула ноги и все
тут. Потому ненормальные бабенки рожают уродов куда чаще, чем если
бы в этом были виноваты только мужчины. Среди мужиков встречаются
маньяки, серийные убийцы – такого у женщин быть не может в принципе.
Но вот беременеть черт знает от кого женщины могут и оттого длят
цепь уродств в психике. Стерилизовать надо не мужчин, кроме
отъявленных маньяков, а женщин. Но каких? Имбецилок, идиоток,
слабоумных эпилептичек, травматичек, пьяниц, наркоманок и, само
собой, тяжелых шизофреничек – от них всех полноценного потомства не
будет вообще или чаще всего.
Однако, к сожалению, орды дур и пьяниц
беременеют, потом рождаются уроды, тяжким бременем ложащиеся на
государство: содержать такую ораву никаких средств не хватит. Тем
более что большинство этих отбросов страдают еще и СПИДом.
Так получилось в придурковатой России, что моду,
общественное мнение в ней создают не ученые, инженеры, экономисты и
другие серьезные люди, а артисты – в основном это глупые истерички,
горлопанистые, шумные, поднаторевшие в криках. Так ведут себя в
психиатрических больницах, только больные там сумасшедшие, а на
телеэкранах и в газетах точно такие же, но в роли властителя дум.
Потому многие здравомыслящие и важные акты,
способные помочь сохранению народонаселения России, пока невозможны
– если не будет свергнуто иго либеральной интеллигенции,
навязывающей народу извращенные взгляды наркоманов, гомиков и
истеричек.
Культура не должна управлять цивилизацией, она
должна ее дополнять и умиротворять, но не руководить ею: культура в
умственном отношении заметно ниже достижений разума, она отражает
чувства, но не рассудок, а коли так, то ежели чувства будут
руководить разумом, то можно ли его считать разумом? Если кривляние
и ложь называть мировоззрением, то возврат в первобытные пещеры
гарантирован. Если агрессивничать, сплетничать, высасывать из пальца
сенсации это творческое самовыражение, то я отказываюсь пребывать в
таком мире.
Если у аутиста нет влечения к жизни, т.е. нет
полового влечения как основы всех влечений, то не попытаться ли его
усилить, если оно есть в зародыше или вообще породить его? Сказать
легко – исполнить трудно. Давать тестостерон и другие мужские
гормоны в детстве не практикуется – врачи боятся. Впереди ведь
подростковый период с его сложными гормональными изменениями –
вредить им нельзя.
Я назначаю таким пациентам много всякого, в том
числе ноотропов – почти все они усиливают бодрость, любопытство,
интерес к жизни; видимо, слегка стимулируют и выработку тестостерона
(между прочим, мне не попадались публикации, заслуживающие доверия,
об уровне половых гормонов при РДА; нельзя забывать, что в детском
возрасте уровень гормонов вообще мало изучен). Возможно, такую же
роль играют антидепрессанты и стимуляторы.
ЧТО НЕ ТАК?
При всякой душевной болезни многое не так; по
мере выздоровления того, что не так, становится меньше, а того, что
так, больше. Иногда на болезнь накладываются привходящие факторы:
соматические нарушения, неприятности в семье, возрастные проблемы,
тяжкие потрясения, особенно вызванные уличным терроризмом и
мордобитием и т.д. все они отяжеляют РДА.
Одно из отклонений в подростковом возрасте –
синдром ускоренного полового созревания. По существу это
психопатологическое расстройство, когда гормоны сильнее воли,
воспитания и чести. Именно из подобных пациентов и формируются
подростки–хулиганы, убийцы, наркоманы, проститутки и проституты,
фанаты рок-групп и прочие маргиналы. Особенно если общество
аморально, его Бог – деньги да удовольствия, когда взрослые подлецы
с помощью СМИ и шоу-бизнеса сманивают инфантилов и дураков на
порочный путь.
Ни у одного из моих пациентов с РДА синдрома
усиленного полового созревания не было, даже если наступила полная
компенсация аутистических расстройств.
Короче говоря, по части полового влечения, т.е.
влечения к жизни при тяжких формах РДА очень туго, при более легких
– бывает, но тоже недостаточно.
Толсты или худы аутисты? Как и вообще в жизни:
видимо, сколько в процентном отношении в стране толстяков и обжор,
столько таких среди аутистов. Наверное, это так, хотя статистики
нет. Среди моих пациентов с РДА толстяков не было вообще – кроме лиц
с гипогенитализмом: те добры, болтливы, по-слушны, мягки, любят
исполнять социально полезные роли, особенно проповедничать.
Гипогениализм смягчает аутизм, придает ему эмоциональность и вообще
человечность. Но аутизм на фоне гипогенитализма – большая редкость.
Коли ты аутист, то тебе не до кого – в том числе
и не до женщин. Потому среди аутистов не может быть не только
бабников, но даже и явно интересующихся противоположным полом:
аутисты-мужчины не замечают женщин, ибо снижен половой инстинкт,
аутистки-женщины интересуются мужчинами, но слабо, ведь если
женщина вообще не тянется к мужчинам, она совсем уж плоха.
Притяжение аутичных женщин к нормальным мужчинам слабо, но все же
есть, а у мужчин с аутизмом этого притяжения чаще всего не бывает
вовсе.
Конечно, эти рассуждения касаются в основном
нелеченных больных или с большим эмоциональным дефектом после
приступа шизофрении. Вообще-то считается, что РДА – болезнь
непрерывная, вялотекущая, светлых перерывов не бывает, болезнь может
остановиться (тогда это называется ремиссией с дефектом), но дефект
эмоционально-волевой сферы и интеллекта обычно так выражен, что
отграничить текущий психоз (особенно если он идет очень медленно) от
остановки болезни трудно.
Бывают ли у аутистов эротические фантазии и
сновидения? На этот вопрос ответить не могу, ибо в природе пока не
существует статистически достойных исследований на эту тему, да и
вообще исследований без всякой статистики. Рассказы психоаналитиков
об этом – не наука, а художественная литература, брать в расчет ее
не стоит.
Одну девушку я лечил с 13 лет. У нее была явная
приступообразная шизофрения с обострением в период менструаций.
Постепенно нарастал эмоциональный дефект, снижалась в волевом
отношении, была...
Ежегодно всего лишь 5 тыс детей из российских
приютов усыновляются гражданами России, 5 тыс - гражданами США и еще
столько же гражданами других стран. Ежегодно в России родители
убивают от трех до четырех тысяч своих детей, в США приемные
родители убивают детей, взятых в России, в среднем одного за два
года.
Это холодные цифры, а выводы пусть каждый
читатель делает сам, но ясно одно: сироты да и вообще дети – изгои в
России, никому они не нужны, обречены на нищету, уход в бродяги и
преступники.
Почему же россияне, которые всегда называли себя
отзывчивым и эмоциональным народом и потому родили большое
искусство, не берут детей, а большинство нездоровых, в том числе
аутистов, вообще оставляют без лечения? Бедность, пьянство,
невежество? Но разве это главное? Тут скорее виновата моральная
опустошенность, бессовестность, подлость. Ведь дело тут не только в
свободе, сколько в людях.
Впихивая иностранцам дефектных детишек, чиновники
думают, что так они освободят наше здравоохранение от расходов по
лечению этого брака. Очень часто иностранцев просто напросто
обманывают, преуменьшая тяжесть болезни – в том числе аутизма – у
приемного ребенка. Усыновляют ведь молодые, неопытные, незакаленные,
многому еще не научившиеся, нередко у них не выдерживают нервы и они
выведенные из себя непослушным ребенком, могут его импульсивно
избить и по неосторожности даже убить; по законам США ты получишь за
это не 4-5 лет колонии как в России, а 30-40 лет тюрьмы, т.е. жизнь
будет искалечена и фактически вся пройдет в неволе.
Когда в России тысячами убивают таких детей,
оставляя их без лечения и даже еды, никто слова не скажет, все будет
шито-крыто; ну а если в США кого-то забьют, тут такой шум подымут,
что хоть беги от него в тайгу.
В общем, такой у нас народ. Надеюсь, что
временно, хотя особых иллюзий не строю.
В 2003-04 годах на все здравоохранение в России
выделялось 2,2% валового продукта, в других странах СНГ больше, в
Белоруссии больше всех – 5,6%. Значит, дело не в пережитках
социализма, а в особенностях национального развития; в России, где
сырья больше, чем где бы то ни было, а цена на нефть растет уже
какой год, меньше всего выделяется средств на здравоохранение, да и
те, что выделяют, уходят на содержание чиновников и воровство.
Либералы ругают Белоруссию, что там якобы мало свободы, но кому
нужна эта свобода умирать, голодать и оставаться без лечения? Потому
в Белоруссии выделяется на здравоохранение в 2,5 раза больше денег,
чем в высокодуховной России.
Для капитализма главное - выгоднее продать,
неважно что, все подчинено стяжательству, себялюбию, деньгам;
никакие Ленины, Троцкие, Че Гевары буржуазии непонятны, они
вызывают у нее только ужас, страх и недоумение. Либерализм учит, что
если самое важное в жизни это доллары, то история совершенно не
должна быть правдивой, главное, чтобы она была забавной и потому
врут, врут, врут. Для них человек не продукт биологических
закономерностей, а произведение рекламы: как его вырядят, украсят,
подадут публике, такой он якобы на самом деле, хотя какой он в
действительности, никого не занимает. Для либерала самое
существенное это красиво говорить, быть изысканным, даже если
совершает мерзкие поступки.
Такое разложение населения не может не приводить
к разложению психиатрии. К сожалению, многие психиатры, мучаясь от
бедности и враждебности общества, говорят себе: да пропади оно все
пропадом, зачем страдать от безденежья, пойду-ка в услужение к
буржуазии. И переключаются на лечение толстых буржуек, спившихся
капиталистов, разнервничавшихся бандитов. А остальной народ,
который-то и составляет Россию, остается без помощи, ему приходится
довольствоваться осколками некогда великого здравоохранения.
К 1956-57 годам, т.е. 10-12 лет после окончания
Великой Отечественной, страна залечила раны, развалин почти нигде
уже не было, народ справился с разрухой и пошел дальше. В 2005
году, т.е. через 20 лет после начала горбачевщины-ельцинщины,
россияне живут психологически, да и материально куда хуже, чем до
1985 года (кроме, конечно, буржуев, загребших под себя все, что
принадлежит всему народу). Тяготы минувшей войны кажутся сейчас
детской шалостью по сравнению с обостренным переживанием унижения и
обмана, которое не покидает народ – тот народ, который сам подался
на либеральные посулы, сам одобрил, сам прошел мимо предателей,
подписавших договор в Беловежье, сам призвал к власти буржуев.
Теперь народ рвет на себе волосы, страдает от собственной глупости и
боится подняться на капиталистов не из-за страха, а из опасения, что
его опять обдурят.
Таков фон – социальный и психологический; такова
Русь, а в такой стране лечение аутистов не может быть успешным,
потому и распускают слухи, что все они неизлечимы – дабы оправдаться
и оправдать власти.
Что касается меня, то я не могу давать
всеохватывающие цифры о результатах лечения в мире: их просто не
существует. Как, кстати, и вообще систематического лечения в
России.
Мой контингент выборочный, особый, не для
статистики. Но тем не менее закономерности есть – радующие меня: 1)
все более или менее относительно легкие пациенты излечивались в
100%, 2) более тяжелые тоже становились лучше, 3) лишь единицы ушли
в интернат для инвалидов – трое из-за гибели родителей в
автокатастрофе. Большинство наблюдается у меня по 5-10 лет, иногда
дольше.
Человек 12-15 я перестал лечить, отказал им: 1)
родители давали лекарства не так, как предписал, а как им хотелось,
2) некоторые ходили одновременно к астрологам, знахарям,
экстрасенсам, 3) кто-то принимал лекарства от случая к случаю, ибо
не верил в успех.
Относительно легкие в моем понимании – те
пациенты, которые у других врачей тяжелые; все без исключения они
многократно и долго посещали других психиатров; к тому же большое
число моих пациентов живет вне России, и я вижу их не чаще 2-3 раз
в год.
Методы лечения разные, всегда это большой
комплекс, включающий минимум 5-8 препаратов.
По примеру США в Москве создаётся множество
частных групп, классов, школ, центров по оказанию помощи пациентам с
РДА. Это я всячески приветствую: пусть занимаются, катаются на
лошадях, танцуют, рисуют, поют и т.д. Но не надо повторять
американские ошибки и первую ту, что там дети не лечатся. Как и в
наших всевозможных центрах. Не лечатся полноценно, современно, а не
на уровне дедовских знаний о терапии. Только где взять хороших
врачей? Те, что были при советской власти, стары или у них пропала
охота, задор, азарт, а новых не вижу, хотя, может, и ошибаюсь.
В «Основах психотерапии детей и подростков»,
Киев, 1990, с.93 я выделил два важных (в том числе для шизофреников)
вида воздействия: эквинпсихотерапия, т.е. терапия с помощью
чувствования себя отважным всадником, и мотаквапсихотерапия –
лечение с помощью плавания и вообще движения в воде. Некоторые
используют термин иппотерапия, т.е. терапия с помощью лошади. По
моему мнению, дело не в лошади, а в том, как ведёт себя по отношению
к ней человек: если он всадник, которому лошадь подчиняется, это
одно, а если он просто её кормит, чистит, гладит – это другое.
Эквинпсихотерапия несёт в себе активный, бодрый заряд, направленный
на преодоление трудностей, а не на пассивное пребывание рядом с
лошадью. Это же касается и мотаква-психотерапии. Оба термина
подчёркивают, что это психотерапия, а не вообще терапия: как их
преподнесёшь пациенту, так они и будут действовать.
Кстати, а нельзя ли обучить безречевых аутистов
языку жестов, которым пользуются глухонемые? Конечно, можно: любого
можно научить…если только он этого хочет. Аутисты не только ничего
не желают, но и ожесточенно сопротивляются любому обучению, у них
ведь нет любимых дел, любознательности, честолюбия, любопытства – а
если есть, то в уродливой форме, иногда лишь в зародыше, потому
можно говорить, что фактически нет.
Нельзя ли принудить аутистов к обучению? Когда
дрессируют медведей или тигров, они ведь тоже ничего не хотят, но их
– с помощью чередования угроз, наказаний с поощрениями (едой в
первую очередь) – принуждают делать то, что требует дрессировщик.
Дрессуру людей на таких принципах придумали
психологи и физиологи США, этот прием именуется оперантным
кондиционированием и входит в бихевиоризм. Эту дрессуру, наряду с
уговорами, широко используют при воздействии на аутистов. Помогает,
но не сразу и не всегда. Только в сочетании с лекарствами и другими
воздействиями.
НЕСДАВШИЙСЯ РАЗУМ
Эпиграфом к книге я поставил слова апостола Павла
из его послания филиппийцам; эти слова, как и почти все, что сказано
в его тринадцати посланиях, полно внутреннего смысла, который можно
понимать и так, и этак. Ребенок, например, не может вести себя как
взрослый, а подросток мыслить как младенец – у каждого свой уровень,
своя стадия и степень физического и душевного развития. Потому от
каждого надо требовать то, что ему доступно, что он может понять и
делать.
Эти слова вполне можно воспринимать и иначе: все
люди разные, кто-то болен, безумен, глуп, недоразвит – от тяжкой
болезни либо от рождения задержан в развитии; с него и взятки
гладки, бессмысленно требовать то, что доступно только здоровому,
разумному. Этих душевно-нездоровых Павел называл людьми
поврежденного ума.
Есть и другие – не больные, а, как говорит Павел,
злонравные, любостяжательные, с непотребным пустословием,
сребролюбивые, это в моральном отношении неполноценные люди, лица с
искривленной душой. Если с них требовать то, что можно потребовать
от полноценного в нравственном отношении человека, полного успеха не
будет: злонравные должны долго-долго и сурово исправляться и чаще
насильно, ибо сами они не хотят быть лучше, они и без того собой
довольны.
Апостол Павел не общался с Христом, потому в
отличие от четырех евангелистов ничего о нем не говорит, кроме как
хвалит. Павел создал из биографических и бессистемных наблюдений
евангелистов церковь как организацию и как организм, он наполнил ее
идеологией, а внешнее существование - массой требований, обрядов,
наблюдений, объяснений, дополнений, толкований.
Он, в частности, дал разъяснение сущности греха,
которое потом подробно описали богословы последующих времен. Грех –
преступление границ, определенных Богом, между добром и злом (не
Христом, тот этой проблемой не занимался, его интересовало лишь
одно: возлюбят ли его, поверят ли ему); прегрешение – действие, злое
по своей сущности, независящее от того, запрещено оно Богом или нет;
ошибка – это уклонение от того, что правильно; промах – неосознанное
или случайное неисполнение установленных Богом правил; еще хуже, чем
все предыдущее, это непокорность (духовная анархия) и неверие, т.е.
нежелание подчиняться Богу или сомнения в его могучих силах.
Таким образом, грех – это акт (открытое нарушение
законов Бога), состояние (отсутствие праведности) и любая натура,
субстанция, сущность, враждебная Богу.
Павел многократно требует, чтобы «вера ваша
утверждалась не на мудрости человеческой, а на силе Божьей» (1
Кор.2:5). Павел умный и практичный человек, он прекрасно отдает себе
отчет в том, что мудрый не пойдет за Христом, а пойдет послушный,
внушаемый, подчиняющийся авторитету («Царство Божие не в слове, а в
силе» 1 Кор.4:20). Он запрещает верующим судиться друг с другом в
гражданских судах, ибо в них думают о законах государства, а
верующие должны судить друг друга по законам Бога – это далеко не
одно и тоже. Что же это за законы, он хотя и пытается расшифровать,
но все его объяснения сводятся к неясным абстракциям и к главной из
них «Любите друг друга», главное, чтобы «все было благопристойно и
чинно» (1 Кор. 14:40).
Возвращаясь к эпиграфу книги, нужно обязательно
отметить и другие толкования его. Например, каждая наука имеет свой
уровень развития: сегодня один, вчера другой, а завтра да
послезавтра такой, что нам пока и не снится. Но мы живем в
конкретное время, другого у нас не будет – будет только у науки,
когда нас уже не станет. Потому и должны судить о разных проблемах с
точки зрения того, чего достигли, что знаем. В том числе и об
аутизме. Я-то сужу не с позиций вчерашнего дня, к коим благоволят
большинство моих коллег, живущих под гнетом давних авторитетов, а на
основе того, что вижу сейчас. Завтра все может быть иначе, но я, к
сожалению, этого уже не узнаю.
Вчерашний подход к аутизму устарел, ибо он 1)
смотрит на это расстройство, как на нечто единое, монолитное, 2)
считает РДА чем-то неизменным, застывшим, неподвижным, 3) использует
в основно-мантипсихотические препараты в ущерб ноотропным. Всего
этого я избежал, потому результаты терапии, которую провожу, другие
– в массе намного лучшие, чем у врачей-пессимистов и консерваторов.
В общем, будем во всем адекватны – вот какой
вывод можно сделать из рассуждений апостола Павла.
У него мне понравилась еще одна мысль: «Сколько
различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» (1
Кор.14:10) Из этого меткого наблюдения должны сделать верный вывод
не только клиницисты, но и логопеды с дефектологами, занимающиеся с
аутистом, точнее с аутистами, ибо их много, но так обобщенно я
говорю лишь для краткости и ясности.
Павел – живой, страдающий, неугомонный человек;
хотя религия должна призывать к неизменности мира, его застылости и
безразличию, в нем иногда просыпается мятежник: «Вы, люди разумные,
охотно терпите неразумных. Вы терпите, когда кто вас порабощает,
когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится,
когда кто бьет вас в лицо» (2 Кор.11:19-20).
Тут от терпеливого, смиренного, умиротворенного,
равнодушного к страданиям живых людей христианина не остается и
следа, в нем просыпается непокорный Саул, яростно ненавидящий
несправедливость и подавление, он становится тем, что было так
противно Христу и его поклонникам, отошедшим от революционного и
свободолюбивого иудейского мировосприятия. Тогдашние иудеи
мужественно сражались с римлянами, эту борьбу поддерживали все слои
общества, даже осторожные и продажные торговцы – только не
христиане.
Короче говоря, прислушаемся, читатели, к словам
апостола Павла и сделаем верные выводы из них: будем судить о
здоровье, о болезнях, о возрасте, о лечении, о науке динамично,
эволюционно, здраво, адекватно, не забегая вперед, но и не плетясь в
хвосте. Будущее всегда отвергает прошлое, если, конечно, в прошлом
было много ошибок. Будущие психиатры поправят и мои взгляды, уточнят
их, что-то отвергнут, но главное наверняка оставят, согласятся с
ним, а именно – надо терпеливо и внимательно наблюдать за больными,
ни в коем случае не опускать руки, не валить на родителей и природу,
надо лечить и искать новые подходы к таким пациентам.
И тогда успех будет обеспечен – полностью или
частично, навсегда или на время, но он точно будет. Как был
достигнут и мной – не в отношении всех, но многих. Пишу я в основном
о нерешенном и тяжком – о легком и простом пусть сообщают те, кого
заботит слава, а не поиски.
Из-за отсутствия честолюбия и неуправляемости
среди аутистов не бывает спортсменов – даже шахматистов, если
шахматы вообще можно относить к спорту. Могут ли аутисты заниматься
обычной физкультурой? Нет человека, которому физкультура повредила,
если, разумеется, делать это здраво, дробно и с чувством меры.
Аутисты же не станут заниматься физкультурой, ибо не хотят: всякое
творческое, разнообразное, требующее дисциплины и самоконтроля
действие им чуждо, противно, в тягость. Потому любое воспитание
таких больных и немного вылечившихся от нее направлено на
формирование воли, самодисциплины и интереса к разнообразию, ибо
однообразие – бич аутистов; больших консерваторов, педантов, зануд,
сторонников раз и навсегда заведенного порядка природа еще не
создала: ничего не поделаешь – это же тяжело больные душой.
В 2001 году я путешествовал по Китаю, побывал в
нескольких школах, в том числе на уроках физкультуры. Само собой,
что там аутистов не встречал, вообще в Китае - стране бодрой,
неленивой, непьющей, очень энергичной и честолюбивой – этой публики
мало, ибо психологический климат не располагает к такой патологии,
даже заболевшие стараются скрывать то, что не вписывается в
настроение своего народа.
Побывал и в знаменитом монастыре в Шаолине, где
сотни детишек обучаются боевым искусствам. Там поразило многое, но
особенно: 1) каждое утро дети клянутся в верности Родине, Красному
знамени и Шаолиню, 2) во время занятий на четвереньках спускаются
вниз по длинной лестнице, 3) все делают старательно, с жаром,
стремясь переплюнуть друг друга. В них и их наставниках царствует
дух охотников, жажда первенства, бойцовское настроение – у таких
аутизма, конечно, никогда не будет, кроме, возможно,
травматического, если случится травма, но и тут статистика не
существует, потому можно предполагать многое. Глядя на юных
китайцев, среди которых не встречал инфантилов, Обломовых и
равнодушных, я видел будущее этой великой страны: оно прекрасно для
китайцев и опасно для соседей, если те не станут такими же
энергичными и целеустремленными, как китайцы.
Что касается аутизма, то он, конечно, встречается
и в этой стране, но говорят, что редко, хотя детская психиатрическая
служба тут поставлена хорошо и выявляемость на высоте, но только в
городах.
Во Втором послании коринфянам (гл.I, § 4) Павел
сообщает: «От великой скорби и стеснённого сердца я писал вам со
многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы
познали любовь, которую я в избытке имею к вам». Ни одну свою книгу
я не писал ради любви да скорби: абстрактная любовь к абстрактному
человеку – не моя сфера. И эту писал не ради того, чтобы огорчать
читателей, а чтобы настроить на поиски и находки, но только не на
иллюзии и заблуждения. Вместе мы преодолеем то, что ещё не знаем и
что вызывает у нас горечь. Не понимая, что делаем и что происходит с
пациентом, мы обречены на застой, поверхностность и безнадёжность.
Тогда мы должны уступить место более внимательным и въедливым –
чтобы победить
Пусть слова Че Гевары «Hasta la victoria siempre!»
(До полной победы), сказанные, правда, по другому поводу, станут и
нашим девизом – иначе не одолеем ни аутизм, ни другие беды XXI века,
ни наше собственное несовершенство.
|