SBN   5-899456-003-2

 М И Х А И Л        И В А Н О В И Ч        Б У Я Н О В

 А У Т И С Т Ы

 издается на средства автора

   

          Буянов М.И. АУТИСТЫ, М.: Издательство Российского  общества медиков-литераторов, 2005, с. 176

 

Книга  продолжает многочисленные публикации автора (в первую очередь «Аутизм»,2001), посвящённые разным сторонам раннего детского аутизма и вообще шизофрении. Приводится много наблюдений и выводов. Как и все книги автора, и эта обращена к массовому читателю, хотя в ней много новых подходов, взглядов, определений.

                                        ©  Михаил Иванович Буянов, 2005

___________________________________________________

 Сдано в набор 16.10.2005 г. Подписано в печать 25.10.2005 г. Заказ 126 Формат 62 х 84  1\16.  Бумага офсетная.  Усл.-изд.  листов 11.   Тираж 1 тыс.  

___________________________________________________

  Издательство Российского общества медиков-литераторов

              Лицензия ЛР № 030857  от  14.10.1998 г.

 

  115280, Москва, Второй Автозаводской проезд, 4\5, Медицинский центр, телефоны 675-45-67, 158-13-28

___________________________________________________

Набрано и отпечатано в ООО ИКП «Формат»,

 Москва, Ленинградское шоссе, дом 18

 

 

 

Дорогой Михаил Иванович!

 

Недавно узнала, что у Вас юбилей – 65 лет. Посылаю это поздравление на издательство – надеюсь, дойдёт. Желаю всего самого лучшего: это расшифровывается по-разному, но Вы понимаете, что Вы для нас Бог - Вы вылечили сына. Теперь он кандидат юридических наук, работает не последним человеком в силовых структурах. В 1974 году, когда я впервые привела его, он стереотипно носился по помещению, хрюкал, бился головой об пол, мог часами прыгать на одном месте, размахивая руками, как птица, собирающаяся в полёт и т.д. В общем, горю нашему не было предела. Вы сказали, что это шизофрения, что опоздали с началом лечения на три года (мальчику было около шести); что если не лечить, то скоро уйдёт в дом инвалидов, а если лечить, то шанс имеется, хотя и не стопроцентный.

Мы с трудом доставали лекарства (тогда с ними было плохо, а многих вообще ещё не существовало), но поставили мальчика на ноги: ни разу не стационировали, инвалидности не было, даже в армию пошёл, там никто ничего не заподозрил.

Наша семья признательна Вам не только за лечение сына, но и за то, что не покинули Россию, что остались с народом – пусть слабым, часто нехорошим, но нашим. И спасибо за то, что в своих книгах ругаете нас – чтобы стали лучше. Исполнять свой долг, да ещё в тяжёлых условиях, трудно, но Вы умеете это. Потому мы восхищаемся Вами.

 

               С уважением,

                                      Ивановы

  

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ускользающая жизнь………………………..

стр.3

Митина любовь……………………………...

стр.8

Бытие без вопросов…………………………

стр.15

Штрихи к портретам………………………..

стр.19

Без душевной стойкости……………………

стр.24

Ниоткуда и никуда………………………….

стр.28

Свобода стать сумасшедшим………………

стр.32

Забытые запахи……………………………..

стр.37

Жажда первенства………………………….

стр.41

Неподвижные души………………………..

стр.44

Как учили!......................................................

стр.49

Нуль………………………………………….

стр.51

Без завтра……………………………………

стр.56

Отделение……………………………………

стр.61

Сталин………………………………………..

стр.63

Люди как люди………………………………

стр.68

Страх потеряли………………………………

стр.72

У них нет секса………………………………

стр.76

Что не так?.......................................................

стр.80

Женщины и Дюма……………………………

стр.83

Не Фрейд, а Адлер…………………………..

стр.87

Отказавшись от жизни………………………

стр.92

Шизофрения и наркотики…………………..

стр.94

Вездесущие сионисты………………………

стр.98

Mundus vult decipi……………………………

стр.101

Когда не все дома……………………………

стр.106

Дети-тираны…………………………………

стр.112

Религия и шизофрения………………………

стр.118

Я – это не ты…………………………………

стр.122

Вырождение…………………………………

стр.125

Горе затмило всё……………………………

стр.131

Наблюдения…………………………………

стр.135

Повреждённый ум………………………….

стр.140

Письма без ответа…………………………..

стр.142

Целитель…………………………………….

стр.145

Под душем………………………………….

стр.151

По дороге воскрешения…………………….

стр.155

О патопедагогике……………………………

стр.158

Осколки………………………………………

стр.161

В либеральной России дети это изгои. Особенно больные…………………………..

 

стр.164

Несдавшийся разум………………………….

стр.169

КНИГИ МИХАИЛА БУЯНОВА……………

стр.174

 

 

АУТИСТЫ

Чего мы достигли, так и должны

                                                мыслить и вести себя.

                                              Фил.3:16

 

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ ЖИЗНЬ

Каждому живому существу присуще стремление к общению с себе подобными; даже такие индивидуалисты и одинокие охотники как медведи и тигры, и то тянутся к своим, заботятся о детенышах, чувствуют себя спокойнее, когда рядом представители своего вида.

У людей это свойство заметно куда сильнее, нежели у предшественников по эволюции: для человека общение это такая радость, такое блаженство, такое взаимопознание, такой замечательный способ показать свои чувства, что без этого человек – не человек.

А если способность общаться отсутствует или снижена – что это такое? Это патология – часто очень грубая и даже неизлечимая, это аномалия биологическая, приводящая к заметным социальным последствиям. Когда нет потребности в общении, то зачем речь, зачем учиться, познавать мир, самоусовершенствоваться? Такие неспособны жить без опеки, ибо у них отсутствует умение находить свое место в реальности, лавировать, сохранять и развивать себя.

И, само собой, что если нет потребности в общении, то нет потребности в размножении: у таких потомства не бывает, а если иногда и случается, то оно нередко уродливо и потому  ложится тяжким бременем на государство.

Индустриально-развитые страны в основном вырождаются: плодовитость падает, психологическая потребность в потомстве исчезает, женщины не хотят рожать не от бедности, а от нежелания – иметь меньше детей дает больше возможностей для удовольствий. Особенно это заметно в буржуазной России, в которой ежегодно население уменьшается примерно на один миллион – не оттого, что у нас сплошные сумасшедшие, а потому что все государство сошло с ума в своей ненависти к собственному населению.

Отсутствие или снижение способности к общению называется аутизмом. Раньше считалось, что аутизм это в основном уход в себя: мол, в глубине души аутисты живут  богатой жизнью, тонко чувствуют, просто они ловко скрывают свои переживания и мысли.

Такое, конечно, встречается, всякое под Солнцем может случиться, но чаще все совсем иначе: при аутизме не обилие скрытых от посторонних глаз чувствований и размышлений, а отсутствие их или резкое снижение, душа таких пуста, а не заполнена человеческим.

В 2001 году вышла моя книга «Аутизм», она часто допечатывалась, ее тираж достиг 90 тыс. Отрывки из нее публиковались в разных газетах и журналах, упоминались на радио - к этому я не имел касательства и узнавал об этом случайно: мое дело лечить, да  писать,  а не заниматься рекламой и самовосхвалением.

Позже вышло много моих книг, практически все они продолжали и дополняли «Аутизм», но не повторяли его. Тоже самое можно сказать и об «Аутистах» - это самостоятельное произведение, но чтобы полнее, объемнее, больше вникнуть в него, не просто желательно, а необходимо ознакомиться с моими книгами, появившимися до и после «Аутизма».

Слово брак имеет в русском языке два смысла: свадьба и дефект. Аутизм - дефект, явный брак, почти всегда с далеко идущими последствиями; об этом книга «Брак», продолжающая начатые в «Аутизме» некоторые линии. В других книгах развиваются другие темы.

В «Браке» впервые в России приводятся все указы и законы о льготах для душевнобольных – необязательно аутизмом.

Как и все мои книги, «Аутисты» - творение личное, автобиографическое, оно на стыке психиатрии, политики, истории, географии и т.д. – оно вообще о жизни, часто изуродованной и нелепой, ибо болезнь это всегда несчастье. Действие моих книг происходит в разных странах – тех, куда заносит меня судьба, но где бы ни был, я всегда думаю об истерзанной собственным народом России, о капиталистическом рабстве, в которое наш народ сам себя загнал, о том, что рано или поздно нынешний режим изменится до неузнаваемости или будет сметен Революцией – самом моральном, хотя и жестоком способе разрешения социальных конфликтов и преодоления вопиющей несправедливости.

Мир, например, наполнен мелодиями, звуки разные, у каждого свои поклонники. Ясно, что люди здоровые, активные, неуставшие, эмоциональные, рвущиеся в будущее, не растратившие энергию любят такую же музыку – бодрую, устремленную вперед, чтобы двигаться, а не стоять, помогающую быть людьми и делать общее дело, как «Марсельеза» или «Интернационал».

В русском языке великое множество слов, имеющих несколько смыслов. Вот, скажем, подвиг; это и 1) геройство, и 2) каждодневный труд, и 3) подвижничество, т.е. ограничение себя, сознательное смирение, некое отрешение от житейской суеты, и 4) вообще движение, подвигаться, что-то куда-то двинуть, не стоять на месте.

Когда человек необеднен энергией, ему хочется перемещаться, не стоять на месте – и в познавательном отношении, и в эмоциональном, и в накладывании собственного отпечатка на любые процессы. Ну а если он душевно болен, то этого разнообразного движения не будет вообще или оно будет искривлено, снижено либо карикатурно заострено.

Музыка помогает движению. Если же человек застыл в неподвижности, душевно замолк, отключился от жизни, то и ею его не проймешь.

Многие композиторы создавали произведения, подымавшие слушателей, будившие волю и целеустремленность, хотя формальным поводом могли быть совершенно нейтральные темы. В частности, в 1937 году мюнхенский композитор Карл Орф (1895-1982) создал сценическую кантату «Кармина Бурана», формально она о веселии, винопитии, движении, совокуплениях, но ее темп, мощь, внутренняя сила совсем иного плана – это музыка о величии воли и жажде жизни.

Я вспомнил Орфа вот почему: однажды попросил тяжелого аутиста - подростка послушать эту музыку, он сразу же встал в позу, закрыл уши, сказал, что эта музыка вызовет у него обострение – аутисты не любят ничего бодрого, уверенного, ясного.

В «Ленинградской симфонии» (симфония № 7) сквозная мелодия, как уверял сам Д. Шостакович, - марш гитлеровцев, идущих на Ленинград. Ясное дело, что все, что одобряет фашизм, мне противно, я его враг, но вот что заметил: оставшись один, я нередко напевал эту мелодию. Правда, старался, чтобы никто этого не обнаружил. Мелодия мне нравилась, я забывал, что композитор относил ее к врагам моей Родины. Я думаю, что пройдет много десятилетий, люди забудут о чем эта мелодия, она всегда будет завораживать своей бодростью, неутолимостью, неукротимостью, силой. Время, когда она считалась символом нацизма, кончится, как ускользает любое время.

Аутизм – сборное понятие, тут и больные, и полубольные, и полуздоровые, и просто чудаки да дураки. Обо всех говорить не хочу – о них  можно прочитать в других моих книгах. Остановлюсь в основном на самых тяжелых.

На обложке «Аутистов» приводятся отрывки из письма одной матери. Этого больного я забыл, не могу вспомнить, но коли мать пишет, то, стало быть, все было примерно так, как она говорит. Письмо это показательно – таких у меня немало. Эти напоминания о прошлом, о далеких временах, об ушедшем указывают на то, что многие больные, тогда страдавшие тяжкими расстройствами, вылечиваются – если лечить, не терять терпения, не валять дурака, не надеяться на чудеса. Много раз я убеждался, что основная масса неизлечимых не столько те, у кого болезнь тяжелая, сколько те, кто поздно обратился к врачу или вообще не лечился. Если бы от меня зависело, я всех женщин, собиравшихся рожать, просвещал по части возможных отклонений у детей – не для того, чтобы портить нервы будущим матерям, а чтобы они своевременно обращались к специалистам. Знахари, астрологи, колдуны, ясновидцы, целители, экстрасенсы и прочая полуграмотная шпана – злейшие враги просвещения и уж тем более лечения, мы  их всех ненавидим, особенно психиатры. Мы мучаемся, видя, как ничтожен народ, ушедший в плен к этим мошенникам, но другого народа нет и не будет. Потому и пишем, хотя видим, что невежество, глупость, бездумие, подлость так сильны, что как бы ни развивалась медицина, она все равно не сможет полностью преодолеть эти пороки.

В разном возрасте суждения мужчин о женщинах, женщин о мужчинах, психиатров о шизофрениках, шизофреников о психиатрах, и так во всем, меняются – и неоднократно, иногда до неузнаваемости. И мои взгляды на аутизм тоже не стояли на месте – не только по мере развития знаний об этой болезни, но главным образом по мере осмысления собственного общения с этими пациентами.

Сам по себе уход в себя, полное или частичное отключение от реальности, что и называется аутизмом, не является самостоятельной болезнью, а  всего лишь более или менее важный, более или менее очерченный  признак разных психоневрологических отклонений, чуть ли не всех встречающихся в деятельности психиатра, от очень грубых до малозаметных. Аутизм бывает при: 1) шизофрении в любом возрасте, в том числе в раннем детском и тогда называется ранним детским аутизмом (РДА); 2) депрессии разного содержания, когда из-за сильной тоски, отчаяния, неверия в будущее не до общения; 3) разных формах слабоумия из-за невыработки механизмов общения и недоразвития абстрактно–логического мышления; при шизофрении нет любопытства к жизни, интереса к людям и т.д. – оттого  и не тянутся к общению; при де-прессии не до общения; при слабоумии общаться хочется, но слабоумный не знает и не может понять, как это делать; 4) неврозах и патохарактерологических реакциях, т. е. у полубольных-полуздоровых  (по сравнению, конечно, с тяжелыми шизофрениками, а не здоровыми): тут не общаются либо общаются редко да избирательно из-за страха, застенчивости, пугливости, назло и т.д.

Эти четыре главные группы нарушений, имеющие разные  причины, механизмы, исходы.

В основном я буду говорить об РДА – болезни, смыкающейся со слабоумием, ибо у большинства лиц с РДА есть те или иные признаки интеллектуального и речевого недоразвития.

РДА имеет три главных  происхождения: в одних случаях поражается сфера общения внутриутробно, в родах либо чуть позже; в других – до 1-2 лет ребенок развивается более или менее ничего, но потом произошел слом, катастрофа, откат, разрушение, искажение, исчезновение достигнутого; в третьих случаях можно выделить оба эти механизма.

Первый вариант я называю дизонтогенетическим, второй – деструктивным, третий дизонтогенетически-дектруктивным, помня, что провести такое четное разграничение не всегда возможно.

Ребенку не было еще четырех месяцев, как мать заметила, что мальчик не просится на руки, не прижимается к ней, не тянется, ручками не хочет схватить мать за нос, уши, губы: словно неживой, словно манекен, словно пластмассовая игрушка. Рефлексы были, но какие-то неживые, слаборазвитые. Мальчик часами лежал в моче и кале и никак не реагировал на это. И ни на кого не смотрел. От рождения.

Так и рос: чудной, странный, какой-то потусторонний. Речи не было, потребности в контактах тем более.

В 4 года впервые показали психиатру, тот поставил детскую шизофрению и посоветовал сдать мальчика в дом инвалидов: лечить поздно, в медицине гарантий не бывает, лечение длительное, годами требует много денег и сил, лучше нового родите - только от нормального мужа, немалохольного.

Сдала. Потом родила девочку – нормальную. Чем лучше она развивалась, тем чаще мать вспоминала сына. Стала пить – считала, что из-за угрызений совести. Однажды накричала на дочь (в пьяном виде), у той пошли страхи, тики, недержание кала, из-за этого и пришла ко мне. Поговорили о многом – в том числе и о мальчике. Как сложилась его судьба, неизвестно.

Встречается ли у животных, в том числе у человекообразных обезьян, РДА? Психиатры имеют дело с людьми, потому  на сей вопрос могут ответить лишь зоопсихологи, однако они ничего путного об этом не пишут: похоже, не разбираются в проблеме.

Странствуя по миру, я везде интересовался этим вопросом, спрашивал у зоологов и главным образом у местных жителей. Когда им растолковывали что имел в виду, они единодушно отвечали отрицательно. Правда, на Борнео и в Зимбабве мне говорили, что маленькие обезьянки, лишившись матерей, иногда ведут себя отгорожено, ибо убрали защиту. Но это бывает недолго и нечасто, это психологически...

 

Свобода – это освобождение от страха, считают либералы, но не уточняют от какого страха, ведь вообще страха не существует, он всегда конкретен. У аутиста страхов нет, ибо нет эмоциональной психики.

В 1965 году я путешествовал по северной Карелии. Недалеко от Кеми пришлось заночевать у местной крестьянки. Было ей много лет, она часто ворчала и постоянно повторяла: «Страх потеряли, до чего дошли, совести совсем нет». Про кого она так говорила, уже забыл.

Прощаясь, осенила меня крестным знамением, попросила Бога, чтобы он помог, потом сказала:

- Имей, сынок, всегда совесть. Потеряешь – не найдешь, в магазине не купишь. Человек должен иметь страх - и ребенок, и старик, и ученый, и невежда.

- Страх перед кем?

- Перед собой. Что сделаешь что-то нехорошее, обидишь кого-то, пройдешь мимо, помощь не окажешь, о добросовестности забудешь.

- А вы здесь давно?

- С кировских времен. Натерпелась и насмотрелась столько, что врагу не пожелаю. И поняла, что если забудем о страхе, то опустимся ниже реки.

Верно сказала та женщина: каждый должен бояться, что сделает что-то не в полную силу. В том числе если будет халтурить, плохо лечить, не выкладываться, не искать новое.

Страх это не только страх в узком смысле – это еще и стыд, еще и долг, еще и наше активное отношение к своей и чужой жизни.

А у аутиста такого страха нет: разрушила его болезнь.

 

У НИХ НЕТ СЕКСА

Как я уже неоднократно подчеркивал, один из главных признаков РДА тот, что больному безразличен окружающий мир, он живет вне его. Ему абсолютно все равно и то, как окружение реагирует на него самого: он никого не замечает и ему все равно замечают ли его. Этим он противоположен другой душевной патологии - истерической  конституции, разные ступени которой обнаруживаются у истерических психопатов и поменьше у лиц с отдельными истерическими чертами.

Выделяться из себе подобных, обращать на себя внимание, привлекать к себе – обязательное свойство всех животных, особенно самок: без такой способности не притянешь того самца, от которого может произойти наиболее жизнеспособное потомство – затаенная мечта любой самки. Короче говоря, в основе стремления выделиться лежит половой инстинкт. В том числе, естественно, и у людей. Если все это в меру, то говорят о хорошем биологическом фундаменте.

А что такое мера? В разных социальных слоях и профессиях она разная. Медики, педагоги, музейные работники обычно скромны, не лезут на телеэкраны. Самые незаметные, им выделяться опасно для жизни – профессиональные разведчики, среди них истерики не встречаются. Больше же всего этой публики в творческих профессиях, ведь шоу-бизнес и актерство основаны на окарикатуривании истерии: туда идут лица с истерическим характером, те, у кого он не очень выражен, но коли попали в эту среду, начинают вести себя как истерики и вскоре сами становятся такими. Обучение актерскому мастерству это сознательное культивирование истерического поведения, без которого тебя не заметят и ты не станешь актрисой (это черта женская, у женщин чаще и встречается).

Все аутисты – антиистерики, но и антинормальны: их не привлекает природа, они не радуются весне и не грустят о желтых листьях в октябре, их не волнует походка женщин и не трогает что кто-то победил в каких-то соревнованиях; они не станут грезить о несбыточном, стихи Есенина или Пушкина проходят мимо, ты не встретишь их в концертном зале или в театре, ибо чужая душа их не интересует. Ничто их не задевает, ничто им не мило – так сформировалась их биологическая конституция, ибо психика тоже биология, вне биологии она невозможна.

До 9-10 лет ребенок не имеет выраженных половых признаков, хотя с раннего детства его растят как будущего мужчину или как будущую женщину – тут социальное опережает биологическое. С 9-10 лет постепенно включаются половые гормоны и уже в подростковом возрасте (13-16 лет) ребенок исчезает, появляется  мужчина или женщина; любой третий вариант это уродство, требующее помощи врача.

Как влияет просыпающаяся сексуальность на аутизм? Половые гормоны всегда усиливают вкус к жизни – может, они подавляют и шизофрению? Иногда помогают, иногда вредят, иногда изменяют картину болезни в худшую или лучшую сторону – всякое бывает. Если лечить с ранних лет, то гормональные изменения лишь способствуют выправлению психики.

Но даже если дела пошли на лад, то все равно сексуальность таких пациентов (уже бывших) в основном тусклая и невыразительная.

Было бы очень интересно выяснить, что снится аутистам, но как это сделать, я не представляю: аутист никого не пускает к себе в душу, он закрыт, за его душевными дверьми не яркая комната с разнообразными героями, а пустота, ничего аутист о себе рассказать не может, ибо не хочет, а о сновидениях тем более. Считается, что сны мужчин, в том числе мальчиков, полны агрессии, перемещений, активных действий и устремлений вперед, особенно в будущее, а сны женщин, включая девочек, более приземленные, малоподвижные, полные тревог, неуверенности, мечтаний о приятном ничегонеделании. С 13-14 лет сновидения мужчин переполняются совокуплениями и женщинами с пышными округлостями, сны же девушек полны поцелуев, дотрагиваний, облизываний и грез о неподвижном слиянии разнополых тел; особенно много в сновидениях женщин артистов, сладких звуков и пастельных тонов. А как у аутистов? Если бы кто-то знал.

Какова половая жизнь аутистов? У вылеченных она более или менее нормальная, у больных пониженная или вообще отсутствует; полноценная половая жизнь – признак здоровья: сколько здоровья, столько и хорошей половой жизни, т.е. насыщенной, с оргазмом, в интервалах полной влечений к противоположному полу, с игрой сексуальных фантазий. До 45-50 лет мужчина должен любить любую женщину, способную шевелиться.

Фантазии и воображение – величайшее достижение эволюции, воображение встречается лишь у людей, оно создает искусство, литера-туру, архитектуру, многое другое; в основе воображения – сексу-альные мотивы. Без усложнения воображений от сексуальных к творческим не было бы цивилизации, а уж культуры тем более.

Понижается ли у аутистов выработка половых гормонов; может, это первопричина или механизм развития равнодушия к жизни? Статистики нет, ничего сказать не могу, сравнительных исследований о выработке гормонов у шизофреников и здоровых не видел. А если они и встречаются, то надо еще определить, что причина, а что следствие, т.е. не понижается ли выработка половых гормонов вследствие шизофрении или малая выработка половых веществ приводит к шизофрении, особенно к каким-то определенным ее формам – таким, как аутизм.

Если у шизофреника в голове каша и туман, то не превращаются ли некоторые их них в извращенцев, педофилов и пр.? Статистики нет, потому не знаю. Сам я такое превращение не встречал ни разу и считаю, что оно хотя в принципе и возможно, но в реальности маловероятно и по простой причине: у аутистов снижены влечения и подавлены, они безэмоциональны, а половая жизнь, включая извращенную, невозможна без эмоций. Извращения – привилегия  психопатов, людей с органическим поражением головного мозга и так называемых здоровых, но не шизофреников. Те в лучшем случае удовлетворяются онанизмом. Не помню, чтобы какая-то психолого-психиатрическая экспертиза признала педофила или гомика аутистом.

Кто рождается от аутистов? Никто: к счастью, у них настолько снижено половое влечение, что они не способны кого-то оплодотворить. В этом  смысле природа поступает очень рационально: уроды не должны плодить уродов. Да и цивилизация обязана все делать в этом же направлении. Правда, тут она неминуемо вступает в конфликт с либерализмом, славящимся своим безмерным гуманизмом, и с врачами – все-таки мы за жизнь, а не за смерть и потому боремся не за всеобщую стерилизацию уродов, а за то, чтобы уродов излечивать, превращать в нормальных; по пути же от болезни к условному здоровью бывшие уроды, еще не до конца излеченные, могут плодить не очень здоровых, а эти наверняка потом произведут на свет еще более тяжелых.

Это в отношении мужчин -  с женщинами же значительно сложнее, ведь даже очень больная, лишенная малейших признаков полового влечения, может забеременеть, ибо в половом акте женщина играет пассивную роль, это мужику нужно иметь влечение, эрекцию, смелость, находчивость, чтобы совокупиться, а женщине ничего этого не надо, особенно сумасшедшей: раздвинула ноги и все тут. Потому ненормальные бабенки рожают уродов куда чаще, чем если бы в этом были виноваты только мужчины. Среди мужиков встречаются маньяки, серийные убийцы – такого у женщин быть не может в принципе. Но вот беременеть черт знает от кого женщины могут и оттого длят цепь уродств в психике. Стерилизовать надо не мужчин, кроме отъявленных маньяков, а женщин. Но каких? Имбецилок, идиоток, слабоумных эпилептичек, травматичек, пьяниц, наркоманок и, само собой, тяжелых шизофреничек – от них всех полноценного потомства не будет вообще или чаще всего.

Однако, к сожалению, орды дур и пьяниц беременеют, потом рождаются уроды, тяжким бременем ложащиеся на государство: содержать такую ораву никаких средств не хватит. Тем более что большинство этих отбросов страдают еще и СПИДом.

Так получилось в придурковатой России, что моду, общественное мнение в ней создают не ученые, инженеры, экономисты и другие серьезные люди, а артисты – в основном это глупые истерички, горлопанистые, шумные, поднаторевшие в криках. Так ведут себя в психиатрических больницах, только больные там сумасшедшие, а на телеэкранах и в газетах точно такие же, но в роли властителя дум.

Потому многие здравомыслящие и важные акты, способные помочь  сохранению народонаселения России, пока невозможны – если не будет свергнуто иго либеральной интеллигенции, навязывающей народу извращенные взгляды наркоманов, гомиков и истеричек.

Культура не должна управлять цивилизацией, она должна ее дополнять и умиротворять, но не руководить ею: культура в умственном отношении заметно ниже достижений разума, она отражает чувства, но не рассудок, а коли так, то ежели чувства будут руководить разумом, то можно ли его считать разумом? Если кривляние и ложь называть мировоззрением, то возврат в первобытные пещеры гарантирован. Если агрессивничать, сплетничать, высасывать из пальца сенсации это творческое самовыражение, то я отказываюсь пребывать в таком мире.

Если у аутиста нет влечения к жизни, т.е. нет полового влечения как основы всех влечений, то не попытаться ли его усилить, если оно есть в зародыше или вообще породить его? Сказать легко – исполнить трудно. Давать тестостерон и другие мужские гормоны в детстве не практикуется – врачи боятся. Впереди ведь подростковый период с его сложными гормональными изменениями – вредить им нельзя.

Я назначаю таким пациентам много всякого, в том числе ноотропов – почти все они усиливают бодрость, любопытство, интерес к жизни; видимо, слегка стимулируют и выработку тестостерона (между прочим, мне не попадались публикации, заслуживающие доверия, об уровне половых гормонов при РДА; нельзя забывать, что в детском возрасте уровень гормонов вообще мало изучен). Возможно, такую же роль играют антидепрессанты и стимуляторы.

 

ЧТО НЕ ТАК?

При всякой душевной болезни многое не так; по мере выздоровления того, что не так, становится меньше, а того, что так, больше. Иногда на болезнь накладываются привходящие факторы: соматические нарушения, неприятности в семье, возрастные проблемы, тяжкие потрясения, особенно вызванные уличным терроризмом и мордобитием и т.д. все они отяжеляют РДА.

Одно из отклонений в подростковом возрасте – синдром ускоренного полового созревания. По существу это психопатологическое расстройство, когда гормоны сильнее воли, воспитания и чести. Именно из подобных пациентов и формируются подростки–хулиганы, убийцы, наркоманы, проститутки и проституты, фанаты рок-групп и прочие маргиналы. Особенно если общество аморально, его Бог – деньги да удовольствия, когда взрослые подлецы с помощью СМИ и шоу-бизнеса сманивают инфантилов и дураков на порочный путь.

Ни у одного из моих пациентов с РДА синдрома усиленного полового созревания не было, даже если наступила полная компенсация аутистических расстройств.

Короче говоря, по части полового влечения, т.е. влечения к жизни при тяжких формах РДА очень туго, при более легких – бывает, но тоже недостаточно.

Толсты или худы аутисты? Как и вообще в жизни: видимо, сколько в процентном отношении в стране толстяков и обжор, столько таких среди аутистов. Наверное, это так, хотя статистики нет. Среди моих пациентов с РДА толстяков не было вообще – кроме лиц с гипогенитализмом: те добры, болтливы, по-слушны, мягки, любят исполнять социально полезные роли, особенно проповедничать. Гипогениализм смягчает аутизм, придает ему эмоциональность и вообще человечность. Но аутизм на фоне гипогенитализма – большая редкость.

Коли ты аутист, то тебе не до кого – в том числе и не до женщин. Потому среди аутистов не может быть не только бабников, но даже и явно интересующихся противоположным полом: аутисты-мужчины не замечают женщин, ибо снижен половой инстинкт, аутистки-женщины  интересуются мужчинами, но слабо, ведь если женщина вообще не тянется к мужчинам, она совсем уж плоха. Притяжение аутичных женщин к нормальным мужчинам слабо, но все же есть, а у мужчин с аутизмом этого притяжения чаще всего не бывает вовсе.

Конечно, эти рассуждения касаются в основном нелеченных больных или с большим эмоциональным дефектом после приступа шизофрении. Вообще-то считается, что РДА – болезнь непрерывная, вялотекущая, светлых перерывов не бывает, болезнь может остановиться (тогда это называется ремиссией с дефектом), но дефект эмоционально-волевой сферы и интеллекта обычно так выражен, что отграничить текущий психоз (особенно если он идет очень медленно) от остановки болезни трудно.

Бывают ли у аутистов эротические фантазии и сновидения? На этот вопрос ответить не могу, ибо в природе пока не существует статистически достойных исследований на эту тему, да и вообще исследований без всякой статистики. Рассказы психоаналитиков об этом – не наука, а художественная литература, брать в расчет ее не стоит.

Одну девушку я лечил с 13 лет. У нее была явная приступообразная шизофрения с обострением в период менструаций. Постепенно нарастал эмоциональный дефект, снижалась в волевом отношении, была...

 

 

Ежегодно всего лишь 5 тыс детей из российских приютов усыновляются гражданами России, 5 тыс - гражданами США и еще столько же гражданами других стран. Ежегодно в России родители убивают от трех до четырех тысяч своих детей, в США приемные родители убивают детей, взятых в России, в среднем одного за два года.

Это холодные цифры, а выводы пусть каждый читатель делает сам, но ясно одно: сироты да и вообще дети – изгои в России, никому они не нужны, обречены на нищету, уход в бродяги и преступники.

Почему же россияне, которые всегда называли себя отзывчивым и эмоциональным народом и потому родили большое искусство, не берут детей, а большинство нездоровых, в том числе аутистов, вообще оставляют без лечения? Бедность, пьянство, невежество? Но разве это главное? Тут скорее виновата моральная опустошенность, бессовестность, подлость. Ведь дело тут не только в свободе, сколько в людях.

Впихивая иностранцам дефектных детишек, чиновники думают, что так они освободят наше здравоохранение от расходов по лечению этого брака. Очень часто иностранцев просто напросто обманывают, преуменьшая тяжесть болезни – в том числе аутизма – у приемного ребенка. Усыновляют ведь молодые, неопытные, незакаленные, многому еще не научившиеся, нередко у них не выдерживают нервы и они выведенные из себя непослушным ребенком, могут его импульсивно избить и по неосторожности даже убить; по законам США ты получишь за это не 4-5 лет колонии как в России, а 30-40 лет тюрьмы, т.е. жизнь будет искалечена и фактически вся пройдет в неволе.

Когда в России тысячами убивают таких детей, оставляя их без лечения и даже еды, никто слова не скажет, все будет шито-крыто; ну а если в США кого-то забьют, тут такой шум подымут, что хоть беги от него в тайгу.

В общем, такой у нас народ. Надеюсь, что временно, хотя особых иллюзий не строю.

В 2003-04 годах на все здравоохранение в России выделялось 2,2% валового продукта, в других странах СНГ больше, в Белоруссии больше всех – 5,6%. Значит, дело не в пережитках социализма, а в особенностях национального развития; в России, где сырья больше, чем где бы то ни было, а цена на нефть растет уже какой год, меньше всего выделяется средств на здравоохранение, да и те, что выделяют, уходят на содержание чиновников и воровство. Либералы ругают Белоруссию, что там якобы мало свободы, но кому нужна эта свобода умирать, голодать и оставаться без лечения? Потому в Белоруссии выделяется на здравоохранение в 2,5 раза больше денег, чем в высокодуховной России.

Для капитализма главное - выгоднее продать, неважно что, все подчинено стяжательству, себялюбию, деньгам; никакие Ленины, Троцкие, Че Гевары  буржуазии непонятны, они вызывают у нее только ужас, страх и недоумение. Либерализм учит, что если самое важное в жизни это доллары, то история совершенно не должна быть правдивой, главное, чтобы она была забавной и потому врут, врут, врут. Для них человек не продукт  биологических закономерностей, а произведение рекламы: как его вырядят, украсят, подадут публике, такой он якобы на самом деле, хотя какой он в действительности, никого не занимает. Для либерала самое существенное это красиво говорить, быть изысканным, даже если совершает мерзкие поступки.

Такое разложение населения не может не приводить к разложению психиатрии. К сожалению, многие психиатры, мучаясь от бедности и враждебности общества, говорят себе: да пропади оно все пропадом, зачем страдать от безденежья, пойду-ка в услужение к буржуазии. И переключаются на лечение толстых буржуек, спившихся капиталистов, разнервничавшихся бандитов. А остальной народ, который-то и составляет Россию, остается без помощи, ему приходится довольствоваться осколками некогда великого здравоохранения.

К 1956-57 годам, т.е. 10-12 лет после окончания Великой Отечественной, страна залечила раны, развалин почти нигде уже не  было, народ справился с разрухой и пошел дальше. В 2005 году, т.е. через 20 лет после начала горбачевщины-ельцинщины, россияне живут психологически, да и материально куда хуже, чем до 1985 года (кроме, конечно, буржуев, загребших под себя все, что принадлежит всему народу). Тяготы минувшей войны кажутся сейчас детской шалостью по сравнению с обостренным переживанием унижения и обмана, которое не покидает народ – тот народ, который сам подался на либеральные посулы, сам одобрил, сам прошел мимо предателей, подписавших договор в Беловежье, сам призвал к власти буржуев. Теперь народ рвет на себе волосы, страдает от собственной глупости и боится подняться на капиталистов не из-за страха, а из опасения, что его опять обдурят.

Таков фон – социальный и психологический; такова Русь, а в такой стране лечение аутистов не может быть успешным, потому и распускают слухи, что все они неизлечимы – дабы оправдаться и оправдать власти.

Что касается меня, то я не могу давать всеохватывающие цифры о результатах лечения в мире: их просто не существует. Как, кстати, и вообще систематического лечения  в России.

Мой контингент выборочный, особый, не для статистики. Но тем не менее закономерности есть – радующие меня: 1) все более или менее относительно легкие пациенты излечивались в 100%, 2) более тяжелые тоже становились лучше, 3) лишь единицы ушли в интернат для инвалидов – трое  из-за гибели родителей в автокатастрофе. Большинство наблюдается у меня по 5-10 лет, иногда дольше.

Человек 12-15 я перестал лечить, отказал им: 1) родители давали лекарства не так, как предписал, а как им хотелось, 2) некоторые ходили одновременно к астрологам, знахарям, экстрасенсам, 3) кто-то принимал лекарства от случая к случаю, ибо не верил в успех.

Относительно легкие в моем понимании – те пациенты, которые у других врачей тяжелые; все без исключения они многократно и долго посещали других психиатров; к тому же большое число моих пациентов живет  вне России, и я вижу их не чаще 2-3 раз в год.

Методы лечения разные, всегда это большой комплекс, включающий минимум 5-8 препаратов.

По примеру США в Москве создаётся множество частных групп, классов, школ, центров по оказанию помощи пациентам с РДА. Это я всячески приветствую: пусть занимаются, катаются на лошадях, танцуют, рисуют, поют и т.д. Но не надо повторять американские ошибки и первую ту, что там дети не лечатся. Как и в наших всевозможных центрах. Не лечатся полноценно, современно, а не на уровне дедовских знаний о терапии. Только где взять хороших врачей? Те, что были при советской власти, стары или у них пропала охота, задор, азарт, а новых не вижу, хотя, может, и ошибаюсь.

В «Основах психотерапии детей и подростков», Киев, 1990, с.93 я выделил два важных (в том числе для шизофреников) вида воздействия: эквинпсихотерапия, т.е. терапия с помощью чувствования себя отважным всадником, и мотаквапсихотерапия – лечение с помощью плавания и вообще движения в воде. Некоторые используют термин иппотерапия, т.е. терапия с помощью лошади. По моему мнению, дело не в лошади, а в том, как ведёт себя по отношению к ней человек: если он всадник, которому лошадь подчиняется, это одно, а если он просто её кормит, чистит, гладит – это другое. Эквинпсихотерапия несёт в себе активный, бодрый заряд, направленный на преодоление трудностей, а не на пассивное пребывание рядом с лошадью. Это же касается и мотаква-психотерапии. Оба термина подчёркивают, что это психотерапия, а не вообще терапия: как их преподнесёшь пациенту, так они и будут действовать.

Кстати, а нельзя ли обучить безречевых аутистов языку жестов, которым пользуются глухонемые? Конечно, можно: любого можно научить…если только он этого хочет. Аутисты не только ничего не желают, но и ожесточенно сопротивляются любому обучению, у них ведь нет любимых дел, любознательности, честолюбия, любопытства – а если есть, то в уродливой форме, иногда лишь в зародыше, потому можно говорить, что фактически нет.

Нельзя ли принудить аутистов к обучению? Когда дрессируют медведей или тигров, они ведь тоже ничего не хотят, но их – с помощью чередования угроз, наказаний с поощрениями (едой в первую очередь) – принуждают делать то, что требует дрессировщик.

Дрессуру людей на таких принципах придумали психологи и физиологи США, этот прием именуется оперантным кондиционированием и входит в бихевиоризм. Эту дрессуру, наряду с уговорами, широко используют при воздействии на аутистов. Помогает, но не сразу и не всегда. Только в сочетании с лекарствами и другими воздействиями.

 

НЕСДАВШИЙСЯ РАЗУМ

Эпиграфом к книге я поставил слова апостола Павла из его послания филиппийцам; эти слова, как и почти все, что сказано в его тринадцати посланиях, полно внутреннего смысла, который можно понимать и так, и этак. Ребенок, например, не может вести себя как взрослый, а подросток мыслить как младенец – у каждого свой уровень, своя стадия и степень физического и душевного развития. Потому от каждого надо требовать то, что ему доступно, что он может понять и делать.

Эти слова вполне можно воспринимать и иначе: все люди разные, кто-то болен, безумен, глуп, недоразвит – от тяжкой болезни либо от рождения задержан в развитии; с него и взятки гладки, бессмысленно требовать то, что доступно только здоровому, разумному. Этих душевно-нездоровых  Павел называл людьми поврежденного ума.

Есть и другие – не больные, а, как говорит Павел, злонравные, любостяжательные, с непотребным пустословием, сребролюбивые, это в моральном отношении неполноценные люди, лица с искривленной душой. Если с них требовать то, что можно потребовать от полноценного в нравственном отношении человека, полного успеха не будет: злонравные должны долго-долго и сурово исправляться и чаще насильно, ибо сами они не хотят быть лучше, они и без того собой довольны.

Апостол Павел не общался с Христом, потому в отличие от четырех евангелистов ничего о нем не говорит, кроме как  хвалит. Павел создал из биографических и бессистемных наблюдений евангелистов церковь как организацию и как организм, он наполнил ее идеологией, а внешнее  существование - массой требований, обрядов, наблюдений, объяснений, дополнений, толкований.

Он, в частности, дал разъяснение сущности греха, которое потом подробно описали богословы последующих времен. Грех – преступление границ, определенных  Богом, между добром и злом (не Христом, тот этой проблемой не занимался, его интересовало лишь одно: возлюбят ли его, поверят ли ему); прегрешение – действие, злое по своей сущности, независящее от того, запрещено оно Богом или нет; ошибка – это уклонение от того, что правильно; промах – неосознанное или случайное неисполнение установленных Богом правил; еще хуже, чем все предыдущее, это непокорность (духовная анархия) и неверие, т.е. нежелание подчиняться Богу или сомнения в его могучих силах.

Таким образом, грех – это акт (открытое нарушение законов Бога), состояние (отсутствие праведности) и любая натура, субстанция, сущность, враждебная Богу.

Павел многократно требует, чтобы «вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, а на силе Божьей» (1 Кор.2:5). Павел умный и практичный человек, он прекрасно отдает себе отчет в том, что мудрый не пойдет за Христом, а пойдет послушный, внушаемый, подчиняющийся авторитету («Царство Божие не в слове, а в силе» 1 Кор.4:20). Он запрещает верующим судиться друг с другом в гражданских судах, ибо в них думают о законах государства, а верующие должны судить друг друга по законам Бога – это далеко не одно и тоже. Что же это за законы, он хотя и пытается расшифровать, но все его объяснения сводятся к неясным абстракциям и к главной из них «Любите друг друга», главное, чтобы «все было благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

Возвращаясь к эпиграфу книги, нужно обязательно отметить и другие толкования его. Например, каждая наука имеет свой уровень развития: сегодня один, вчера другой, а завтра да послезавтра такой, что нам пока и не снится. Но мы живем в конкретное время, другого у нас не будет – будет только у науки, когда нас уже не станет. Потому и должны судить о разных проблемах с точки зрения того, чего достигли, что знаем. В том числе и об аутизме. Я-то сужу не с позиций вчерашнего дня, к коим благоволят большинство моих коллег, живущих под гнетом давних авторитетов, а на основе того, что вижу сейчас. Завтра все может быть иначе, но я, к сожалению, этого уже не узнаю.

Вчерашний подход к аутизму устарел, ибо он 1) смотрит на это расстройство, как на нечто единое, монолитное, 2) считает РДА чем-то неизменным, застывшим, неподвижным, 3) использует в основно-мантипсихотические препараты в ущерб ноотропным. Всего этого я избежал, потому результаты терапии, которую провожу, другие – в массе намного лучшие, чем у врачей-пессимистов и консерваторов.

В общем, будем во всем адекватны – вот какой вывод можно сделать из рассуждений апостола Павла.

У него мне понравилась еще одна мысль: «Сколько различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» (1 Кор.14:10) Из этого меткого наблюдения должны сделать верный вывод не только клиницисты, но и логопеды с дефектологами, занимающиеся с аутистом, точнее с аутистами, ибо их много, но так обобщенно я говорю лишь для краткости и ясности.

Павел – живой, страдающий, неугомонный человек; хотя религия должна призывать к неизменности мира, его застылости и безразличию, в нем иногда просыпается мятежник: «Вы, люди разумные, охотно терпите неразумных. Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» (2 Кор.11:19-20).

Тут от терпеливого, смиренного, умиротворенного, равнодушного к страданиям живых людей христианина не остается и следа, в нем просыпается непокорный Саул, яростно ненавидящий несправедливость и подавление, он становится тем, что было так противно Христу и его поклонникам, отошедшим от революционного и свободолюбивого иудейского мировосприятия. Тогдашние иудеи мужественно сражались с римлянами, эту борьбу поддерживали все слои общества, даже осторожные и продажные торговцы – только не христиане.

Короче говоря, прислушаемся, читатели, к словам апостола Павла и сделаем верные выводы из них: будем судить о здоровье, о болезнях, о возрасте, о лечении, о науке динамично, эволюционно, здраво, адекватно, не забегая вперед, но и не плетясь в хвосте. Будущее всегда отвергает прошлое, если, конечно, в прошлом было много ошибок. Будущие психиатры поправят и мои взгляды, уточнят их, что-то отвергнут, но главное наверняка оставят, согласятся с ним, а именно – надо терпеливо и внимательно наблюдать за больными, ни в коем случае не опускать руки, не валить на родителей и природу, надо лечить и искать новые подходы к таким пациентам.

И тогда успех будет обеспечен – полностью или частично, навсегда или на время, но он точно будет. Как был достигнут и мной – не в отношении всех, но многих. Пишу я в основном о нерешенном и тяжком – о легком и простом пусть сообщают те, кого заботит слава, а не поиски.

Из-за отсутствия честолюбия и неуправляемости среди аутистов не бывает спортсменов – даже шахматистов, если шахматы вообще можно относить к спорту. Могут ли аутисты заниматься обычной физкультурой? Нет человека, которому физкультура повредила, если, разумеется, делать это здраво, дробно и с чувством меры. Аутисты же не станут заниматься физкультурой, ибо не хотят: всякое творческое, разнообразное, требующее дисциплины и самоконтроля действие им чуждо, противно, в тягость. Потому любое воспитание таких больных и немного вылечившихся от нее направлено на  формирование воли, самодисциплины и интереса к разнообразию, ибо однообразие – бич аутистов; больших консерваторов, педантов, зануд, сторонников раз и навсегда заведенного порядка природа еще не создала: ничего не поделаешь – это же тяжело больные душой.

В 2001 году я путешествовал по Китаю, побывал в нескольких школах, в том числе на  уроках физкультуры. Само собой, что там аутистов не встречал, вообще в Китае -  стране бодрой, неленивой, непьющей, очень энергичной и честолюбивой – этой публики мало, ибо психологический климат не располагает к такой патологии, даже заболевшие стараются скрывать то, что не вписывается в настроение своего народа.

Побывал и в знаменитом монастыре в Шаолине, где сотни детишек обучаются боевым искусствам. Там поразило многое, но особенно: 1) каждое утро дети клянутся в верности Родине, Красному знамени и Шаолиню, 2) во время занятий на четвереньках спускаются вниз по длинной лестнице, 3) все делают старательно, с жаром, стремясь переплюнуть друг друга. В них и их наставниках царствует дух охотников, жажда первенства, бойцовское настроение – у таких аутизма, конечно, никогда не будет, кроме, возможно, травматического, если случится травма, но и тут статистика не существует, потому можно предполагать многое. Глядя на юных китайцев, среди которых не встречал инфантилов, Обломовых и равнодушных, я видел будущее этой великой страны: оно прекрасно для китайцев и опасно для соседей, если те не станут такими же энергичными и целеустремленными, как китайцы.

Что касается аутизма, то он, конечно, встречается и в этой стране, но говорят, что редко, хотя детская психиатрическая служба тут поставлена хорошо и выявляемость на высоте, но только в городах.

Во Втором послании коринфянам (гл.I, § 4) Павел сообщает: «От великой скорби и стеснённого сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, которую я  в избытке имею к вам». Ни одну свою книгу я не писал ради любви да скорби: абстрактная любовь к абстрактному человеку – не моя сфера. И эту писал не ради того, чтобы огорчать читателей, а чтобы настроить на поиски и находки, но только не на иллюзии и заблуждения. Вместе мы преодолеем то, что ещё не знаем и что вызывает у нас горечь. Не понимая, что делаем и что происходит с пациентом, мы обречены на застой, поверхностность и безнадёжность. Тогда мы должны уступить место более внимательным и въедливым – чтобы победить

Пусть слова Че Гевары «Hasta la victoria siempre!» (До полной победы), сказанные, правда, по другому поводу, станут и нашим девизом – иначе не одолеем ни аутизм, ни другие беды XXI века, ни наше собственное несовершенство.